Оказывается, советская промышленность была далеко не столь отсталой, как о ней сейчас говорят. Выпускали в СССР и такую нужную в частном хозяйстве технику, как мотоблоки, хотя купить их было практически невозможно.
Редакция
Трудно сказать, какой мотоблок стал в СССР первым. Тем более что в прошлые времена и слова такого не было. Однако точно известно, что еще в 1947 году был разработан садово-огородный трактор ВТО. По сути это был самый настоящий трактор, хоть и одноосный. В документации к машине так и было сказано, мол, это маломощный двухколесный садово-огородный трактор. А сегодня его на полном основании назвали мотоблоком.
Как он мог появиться в стране, которая, мягко говоря, не приветствовала всячески частно-собственнические намерения? А очень просто: никто не говорил, что его делали для домашних огородов. Зато он мог помогать колхозникам и совхозникам работать на виноградниках и чайных плантациях, возделывать небольшие поля с ягодными и овощными пропашными культурами. Как и положено трактору, ВТО комплектовался различными орудиями, необходимыми для выполнения той или иной задачи. Трактор имел массу 280 кг, потому нельзя сказать, что он был мобильным и легким в управлении. Но такая масса помогала выполнять довольно тяжелую работу – вплоть до вспашки. А если массы было недостаточно, трактор можно было подгрузить балансирными грузами до 40 кг. Для этого в нем предусмотрены специальные кронштейны.
Собственно говоря, мотоблок – это сельскохозяйственный инструмент, который используется для вспашки земли, культивации, посева и уборки. Представляется, что она может применяться как в коммерческих целях, так и подсобных хозяйствах. Во времена СССР выпускались разные варианты такой техники. Отметим такие мотоблоки как “Нева”, “Трансмаш”, “Агат”, “Ардатовец”, “Дружба”, “Салют”. По нашим сведениям, в СССР слово «мотоблок» вошло в употребление только в 1980-е годы – обычно это связывают с публикациями на страницах популярного в то время журнала «Моделист-Конструктор». Иногда мотоблок называли пешеходным, малогабаритным пешеходным или одноосным трактором.
Пару слов о популярных моделях тех лет. «Нева» – это один из самых надежных и простых мотоблоков, оснащенный одноцилиндровым двигателем мощностью 3 л.с. А «Дружба» образца 80-х – более совершенный мотоблок с более мощным двигателем 5,5 л.с., который можно было применять не только для садовых работ, но и в полевых условиях. Ну а «Целина» создавалась для более сложных условий со орудиями значительной массы – мощность составляла уже 6,5 л.с. Многие из этих мотоблоков эксплуатируются до сих пор. Отметим, что мощность производимых в СССР мотоблоков составляла от 3 до 12 л.с. Общие черты всей подобной техники – таковы: простота и надежность, но при этом – минимум комфорта. Цена мотоблоков составляла от 100 до 500 рублей, но обнаружить их в свободной продаже было почти невозможно. Плановая экономика не ориентировалась на спрос, потому нужная техника всегда была в дефиците. Ну и, как было сказано в начале, развивать частные хозяйства в деревне в СССР не хотели.
Отдельную когорту мотоблоков составляют те, кто умеет забирать снег в зимний период. Здесь можно выделить несколько типов устройств. Одноступенчатые машины – самые простые. Они собирают снег и выбрасывают его снаружи на небольших площадях. Двухступенчатые предназначены для больших территорий: два вращающихся барабана отбрасывают снег на значительное расстояние. Известны также мотоблоки с лопатой-снегоуборщиками вместо вращающегося барабана. Они использовались для уборки сугробов.
Мотоблоки Минского тракторного завода имели спрос там, что снабжало экономику СССР валютными средствами. В настоящее время, как несложно догадаться, спрос на схожую технику удовлетворяется в большей степени китайскими изделиями.
Редакция рекомендует: