Каждый год весной, летом и осенью в разных уголках Англии и Шотландии проводятся фестивали старинных автомобилей. Эти праздники ретро-техники называются Steam Rally – паровые ралли. Но участвуют в них не только паровые автомобили и тракторы, но и техника с двигателями внутреннего сгорания, чтобы экспонаты были интересными и необычными.
Юрий Буцкий
Уже много лет занимаюсь историей паровых автомобилей. Летом прошлого года мне удалось посетить Англию на двух праздниках старинной техники. Первый — фестиваль Elvaston Steam Rally, состоявшийся 1–2 июля 2023 года в парке Элвастон неподалеку от города Дерби. Второй – фестиваль в парке Lambton Estate, город Честер-ле-Стрит. Проводился он 8-9 июля.
Как организуются такие ралли? В национальном или частном парке выделяется огромная лужайка. Возводятся легкие павильоны на продажу еды, напитков и сувениров, монтируется карусель, а нередко и небольшое смотровое колесо.
Ограждается площадка – автодром для показательных заездов. А по периметру паркуется техника, участвующая в фестивале. Недалеко находятся парковка и кемпинг для гостей.
Все приготовления оканчиваются в пятницу вечером. А в субботу начинается сам фестиваль – демонстрация экспонатов, общение и заезды на автодроме.
На обоих ралли царила праздничная и одновременно камерная семейная атмосфера. Не обошлось без кратковременных дождей, но настроения они не испортили. Еще бы! Заезды бензиновых ретро-автомобилей, армейской техники, старинных гоночных болидов и, конечно, паровых тракторов, дорожных катков и паровых автомобилей здесь не до погоды.
ТОЛЬКО УГЛЯ И ВОДА
Собственно паровых автомобилей на фестивалях было несколько: во-первых, грузовики Foden и Mann компоновки Overtype, когда паровой двигатель расположен на котле (отсюда и приставка Over). У этой техники характерен «паровозный» экстерьер с высокой трубой.
Во-вторых, грузовик Super Sentinel и два его собратья Sentinel S4. Эти компоновки имеют Undertype с расположением парового двигателя внизу на раме. Снаружи они смотрятся как современные авто. А издалека модели S4 вообще не отличишь от грузовых «бескапотников».
К этим S4 у меня был особенный энтузиазм. Еще бы, самые совершенные паровые автомобили, работающие на угле! Я заметил его в пятницу вечером, когда экспонаты завозили на площадку. Тракторы и катки привезли на трейлерах, а Sentinel S4 прибыли на фестиваль своим ходом – сначала шоссе, потом по внутренним дорогам парка. Такая Англия… Где еще увидишь «паровозы на резиновом ходу», гоняющие по дорогам общего пользования. И даже сейчас, в ХХI веке, эти паровики смотрятся на дороге органично.
Я с нетерпением ждал субботы, чтобы познакомиться с ними поближе. Познакомился. Осмотрел парогенераторы, двигатели, паропроводы, трансмиссию, подвеску. Посидел в кабине. А потом полюбовался этими автомобилями на раллийной площадке. Лихо берут с места, стремительные, бесшумные, потребляющие только уголь и воду, они в свое время успешно конкурировали с бензиновыми и дизельными грузовиками. Дыма из трубы практически нет, убедился лично. Вот что означает качественный уголь и эффективный бойлер.
Удалось подробно рассмотреть и грузовик Foden. Владелец любезно пригласил на водительское место, рассказал о назначении рычагов, педалей и приборов. Подумалось: хорошо, что эту технику водили вдвоем! Ведь здесь нужно не только управлять, но и подбрасывать угли, следить за подачей воды, контролировать давление и температуру.
Среди безрельсовых паровиков есть особые экземпляры. Формально это тракторы: котел локомобильного типа, компоновка Overtype с паровым двигателем на котле, короткая база, огромные задние колеса. Но они не пашут и не сеют, у них другие задачи: обеспечивать проведение праздников, ярмарок и разнообразных шоу. В зарубежной литературе их называют локомотивы шоуменов.
Они привезут к месту массовых гуляний разобранные карусели, павильоны и многое другое. А главное – обеспечат праздник электроэнергией. На борту у них мощные генераторы с ременными приводами от маховика парового двигателя.
Они имеют крышу, которая защищает электрическое хозяйство от непогоды и декоративную ярмарочную отделку. А под крышей – множество разноцветных лампочек. В сумерках этот тягач-генератор сияет как новогодняя елка — веселись, народ.
Сегодня локомотивы шоуменов – полноправные участники паровых фестивалей. А их выпускали практически все производители классических паровых тракторов.
А еще на обоих фестивалях были заезды паровых моделей, уменьшенных копий настоящих паровиков. Модели уверенно везут не только себя, но и хозяев, пыхтят и свистят.
Длинный цех
До отъезда у меня оставалось несколько дней. И я решил посетить музей Long Shop Museum в городке Лейстон в английском графстве Саффолк.
Музей расположен на площадке бывших заводов “Ричард Гаррет и сыновья” (Richard Garrett & Sons), всемирно известного производителя паровых машин и сельскохозяйственной техники.
Long Shop переводится как «Длинный цех». Кстати, фрагмент длинного цеха сохранился и сегодня. В музее вам все расскажут: вот ворота, а вот сборная линия. Сюда подавался тяжелый паровой котел. Более легкие узлы и агрегаты поступали не только с боковых слесарных участков, но и с балконов. А вот здесь готовая машина – стационарный двигатель или паровой самоход – покидала цех.
Фактически это был первый в мире производственный конвейер. Вы спросите, а как же Генри Форд? Считается ведь, что конвейер изобрел именно он! В музее вам ответят, что Ричард Гаррет опередил Генри Форда на 50 лет. Ведь Долгий цех запустили в позапрошлом веке, далеком 1853 году!
В музее Long Shop содержатся уникальные образцы паровой техники. Знакомство с экспозицией начнем с трактора “Джокер” (Joker).