Названы последствия пошлины в 200% на вино из недружественных стран
Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) просит власти поднять пошлины для вин из стран НАТО до 200%. Кроме того, АВВР предлагает установить квоты на российское вино для магазинов и кафе: на прилавках отечественное вино должно занимать 20% (с перспективного поднятия до 50%), а в меню общественного питания – 50%. Льготный режим импортной ввозной пошлины для вина из Грузии в объединении предложили отменить совсем. По мнению экспертов рынка, отечественные виноделы таким образом пытаются избавиться от конкурентов, чтобы больше продать. Но приведет эта мера только к росту цен и падению потребительского спроса.
«Приняли решение снова обратиться к правительству и Госдуме с просьбой усилить меры по защите российского рынка и направить в правительство и экспертный совет комитета Госдумы по экономической политике позицию АВВР в том числе по установлению импортных ввозных пошлин для вина, игристого вина, крепленого вина из стран НАТО в 200%», – отметил исполнительный секретарь ассоциации Алексей Плотников.
Отметим, что сейчас 75% зарубежных вин на российских полках из стран НАТО: Италии, Испании, Португалии, Франции, Болгарии, Венгрии… Плюс несколько вин из Грузии и Молдовы.
По мнению главы Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, выступая с такой «патриотической» инициативой, отечественные виноделы пытаются сделать так, чтобы их продукция продавалась активнее.
«В свое время мы предлагали комиссии правительства по защитным мерам во внешней торговле ввести такую пошлину на биологически активные добавки, которые привозят из недружественных стран. Инициатива не была поддержана с формулировкой «недостаточно обоснований для защитного мероприятия». Думаю, в случае с вином будет так же. Скорее всего Минэкономразвития будет отклонить это предложение», — считает он.
Между тем, если предложение виноделов будет принято, цены на вино резко возрастут, рассказывает Шапкин.
Возьмем, например, бутылку импортного вина низкого ценового сегмента, добавим пошлины, НДС на пошлину. Вспомним также, что с 1 мая в России ставки акцизов на вина вырастают в три раза.
«Это означает, что бутылка вина на полке за 700 рублей подорожает еще где-то на 1 тыс. рублей, – продолжает эксперт. – На потребительском спросе это скажется драматично. Парадокс состоит в том, что пытаясь забрать с рынка прямых конкурентов, российские виноделы лишь простимулируют спрос на импортные напитки. Население на новостях о быстром росте цен пойдет скупать европейские вина по текущей стоимости и как можно больше. Следовательно, наше вино будет продаваться хуже».
Павел Шапкин считает, что со временем цены на отечественные напитки подтянутся к ценам на европейские вина. Нет конкуренции на рынке, нет давления на цены. А значит, зачем ограничивать себя?
Сама бизнес-модель российского виноделия построена на том, что потребителям нужно пить только отечественное вино и сухое. Но это противоречит и законам рынка, и вкусам большинства потребителей. 60% наших потребителей хотят не сухое, а «мокрое» вино (сладкое, полусладкое). Вводя новые запреты, их авторы подрывают интерес потребителей к вину в принципе», – заключает эксперт.
Глава комитета по развитию инвестиционной среды для бизнеса при Торгово-промышленной палате Москвы Анна Вовк убеждена, что предложение виноделов – это лоббизм.
«Мера направлена на популяризацию российского вина. Минсельхоз также имеет планы развития этой отрасли, а значит, нужна поддержка, протекционизм относительно внутреннего рынка, – объясняет она. – Такое решение, конечно, будет принято. Сейчас все законопроекты с политической основой, курсом на импортозамещение и поддержку российской промышленности быстро получают одобрение среди законотворческих органов».