Есть четкая связь между долгами и психическим здоровьем, утверждает статистическое управление Норвегии. Эксперты утверждают: чем больше потребительский долг, тем ниже качество жизни людей.
Согласно новому анализу, люди, имеющие потребительские кредиты или задолженность по кредитам, имеют низкое качество жизни в большей степени, чем другие.
“Корреляция между качеством жизни и наличием необеспеченного долга усиливается, когда долг увеличивается”, – считают в Статистическом управлении Норвегии.
“Это не удивительно”, – соглашается психолог Ингвильд Стьернен Тислов в интервью TV 2.
Обычные долги, такие как ипотека и студенческие ссуды, не имеют никакого отношения к воспринимаемому качеству жизни, в отличие от долгов с очень высокими процентными ставками, например, по потребительскому кредиту. Такой долг может быть обеспечен, к примеру, недвижимостью. Отмечается, что большинство людей в Норвегии погрязли в долгах. Но иметь его не проблема, по словам Тислова, пока человек может выплачивать свой кредит.
Такая тенденция связи долгов и ментального здоровья заключается в том, что многие люди берут потребительские кредиты просто потому, что у них нет необходимых денег, а когда пора выплачивать этот долг — испытывают трудности.
Министр по делам детей и семьи Кьерсти Топпе высказалась об анализе: «легко морализовать». Ее поддерживает экономист по потребительским вопросам и юрист Nordea Дерья Инцедурсун. По ее словам, потребительский долг по-прежнему вызывает много моральных проблем, во многом благодаря тому, что людям, которые испытывают финансовые трудности и испытывают такие долги, трудно говорить об этом и просить о помощи.
Люди в возрасте 17-29 лет более чем вдвое чаще испытывают низкое качество жизни из-за кредитной задолженности по сравнению с другими возрастными группами.
«Это действительно пугает. Я думаю, это очень грустно, что потребительская обязанность должна быть движущей силой низкого качества жизни молодых людей», – отмечает психолог Тислов.
Она заявляет, что молодые люди, находящиеся на этапе становления, уязвимы для влияния и могут иметь плохие предпосылки для принятия правильных финансовых решений. Мозг полностью развивается примерно до 25 лет. По словам психолога, умение хорошо планировать долгосрочную перспективу, обдумывать последствия и управлять импульсами — это развивающиеся навыки в конце 20-х годов. Эксперт признается, что многие молодые люди могут не понимать, что кредитные ссуды связаны с высокими процентными ставками.
Тислов рассказывает, что самое важное, что должны сделать люди, которые заметили, что их финансы ставят под угрозу их здоровье, — обратиться за помощью к другим. Поддержка со стороны, будь то семья, друзья или банк, может принести большую пользу.
Экономисты советуют, что имеющим потребительский долг необходимо поговорить со своими кредиторами.
«Если вы оказались в ситуации, когда у вас больше нет сил открывать счета, потому что вы не знаете, сможете ли вы оплатить, обратитесь к своим кредиторам. Объясните свою ситуацию и попытайтесь получить новую схему оплаты, – советует экономист». Оба специалиста признаются, что остающихся нерешенными проблем лишь усугубляет ситуацию.
Министр по делам детей и семьи Кьерсти Топпе считает, что это подтверждает, что многие испытывают потребительские кредиты, испытывают трудности с экономикой, и что это, естественно, влияет на качество жизни.
«В то же время я не хочу полностью игнорировать тот факт, что людям, имеющим низкое качество жизни из-за других условий, таких как болезнь, безработица или одиночество, легче брать потребительские кредиты», — сообщает политик телеканала TV 2. Министр пообещала, что для решения этих проблем будет принят ряд мер. Важнейшим уже ввели реестр долгов в 2019 году.
«2023 кредиторы получили обязательство отклонять заявки на получение кредита от людей, у которых могут возникнуть проблемы с погашением кредита. В то же время, требования к кредитным рейтингам были более жесткими», — объясняет Топпе.
Одна из важнейших вещей, когда возникает подобная ситуация, по словам министра, – это получить помощь. Здесь важными инструментами являются как служба финансового консультирования, так и – в худшем случае – Закон об урегулировании задолженности. Норвежское министерство сейчас работает над пересмотром Закона об урегулировании задолженности, который сделает его более доступным.