Разбираемся, что изменится в правилах ввоза иномарок из Киргизии и Белоруссии.
Редакция
Правительство России намерено усилить контроль за таможенными платежами по транспортным средствам. Это следует из проекта поручения премьер-министра Михаила Мишустина, которое он дал российским таможенным органам по итогам заседания Евразийского межправительственного совета.
Предлагается примерно следующее. Всем участникам ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) следует создать до 1 апреля 2024 года «единый процесс управления рисками и создание единых профилей рисков для всех таможенных служб». При этом планируется усилить контроль над транспортными средствами, оформленными по льготным правилам в одной стране, но фактически уже используются в другой стране. Для этого, в частности, намечено «принять меры по недопущению их вывоза» в другие страны. Основная цель – нивелировать принимаемые в Российской Федерации меры по развитию внутреннего производства.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин пояснил, что практика завоза в Россию автомобилей с пониженной таможенной стоимостью распространена в Киргизии, Армении и Казахстане. А поскольку размер пошлины рассчитывается с учетом цены, заявленной в декларации, недоплата таможенных платежей в наш бюджет исчисляется «сотнями миллионов долларов».
Аналитическое агентство “Автостат” отмечает, что по состоянию на апрель прошлого года доля новых автомобилей, импортируемых в нашу страну из Казахстана (от общего количества машин, поставленных в РФ), составила 12,6%, из Белоруссии – 3,8%. , Киргизии – 3,4%, Армении – 3%. Что касается применяемых моделей, то здесь соотношение еще выше: 18,8% из Армении, 12,5% из Белоруссии и 2,7% из Кыргызстана. Если не производить корректировку таможенной стоимости, то в результате пострадает российское автомобилестроение. Каков смысл организовывать локальное производство, если прямой ввоз получается гораздо дешевле?
Понятно, что закручивание гаек вызовет сопротивление странам, через которые автомобили попадают на наш рынок. Так что поток автомобилей, идущий через страны ЕАЭС, сократится. Исчезнет привлекательность использования тех или иных льгот и всевозможных лазейок при «таможенных» машинах. С учетом того, что цепочки поставок автомобилей давно построены, это неизбежно затронет интересы большого количества фирм и частников-перегонщиков как у нас, так и в странах ЕАЭС. Кроме того, возможное усиление контроля за соблюдением таможенных правил и доначисление пошлин в случае занижения стоимости машины или использования других «серых» таможенных схем может серьезно сказаться и на автовладельцах.
На практике автомобиль, растаможенный с теми или иными нарушениями, может быть уже несколько раз перепродан. Однако претензии, связанные с необходимостью доплатить пошлину, будут предъявляться к конечному владельцу машины. Поэтому целесообразно ввести мораторий, предусматривающий, что возможные претензии таможенных органов не будут распространяться на автомобили, ввезенные до определенной даты. Это будет более справедливо по отношению к автомобилистам, которые могут и не знать, что их машина когда-то была растаможена по серым схемам.
Честно говоря, трудно поверить, что со странами-участниками удастся договориться с чем-то конкретным. Союзу больше 20 лет, а нормального обмена информацией, по сути, не было и нет. Как не видно и желания что-то конкретно улучшать: нет общих баз данных ни по нарушителям таможенных правил, ни по отношению к водителям с «ненашенскими» номерами, постоянно нарушающими ПДД. Поэтому меньше всего проблем сегодня будет у того, кто вообще не захочет связываться с параллельным импортом, предпочитая вазомобиль или «китайец».
Редакция рекомендует: