Малайзия объявила в эту пятницу об аресте израильтянина, у которого было шесть автоматических пистолетов и двести патронов, в отеле в Ампанге, на окраине Куала-Лумпура. Полиция пытается выяснить, работает ли 36-летний мужчина на спецслужбы Израиля, страны, с которой Малайзия не поддерживает дипломатических отношений.
Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим является одним из глав правительства, наиболее критически настроенных по отношению к израильскому вторжению в Газу, поэтому полиция усилила свою охрану, а также охрану короля Ибрагима. «Из-за палестино-израильского конфликта», – признал генеральный инспектор полиции Тан Шри Разарудин Хусейн. Выяснилось, что “при задержании в прошлую среду следствие изъяло шесть пистолетов, шесть из них заряжены”.
Департамент полиции рассматривает объяснения, данные субъектом, как оправдание своего арсенала, как алиби. По его словам, он приземлился в Куала-Лумпуре 12 марта с французским паспортом рейсом из Эмиратов с намерением убить родственника из-за семейного спора. Расследование показало, что все оружие он приобрел однажды в Малайзии, используя криптовалюту, и что он ночевал как минимум в трех отелях. Учитывая количество огнестрельного оружия и боеприпасов, генеральный инспектор считает, что у него в стране должны быть сотрудники, и их контакты расследуются.
Правительство Анвара Ибрагима взяло на себя ведущую роль в сочувствии палестинскому делу, которое широко распространено среди малазийцев. Премьер-министр не промолчал ни на Азиатско-Тихоокеанском саммите в Сан-Франциско, ни совсем недавно на совместной пресс-конференции с канцлером Олафом Шольцем.
С декабря прошлого года Малайзия запретила использование своих портов судам под израильским флагом, а также размещение любых судов, направляющихся в Израиль. Эта мера в основном затронула израильскую судоходную компанию ZIM, одну из самых важных в мире, которой Малайзия открыла свои порты, несмотря на отсутствие дипломатических контактов, в 2002 году.
В этом месяце королева также встретилась с палестинскими студентами, сказав им, что «Малайзия предоставляет молодым людям возможность получить образование и жить в безопасной среде».
Тревога Малайзии по поводу последнего ареста, возможно, не столь преувеличена, как кажется. Малайзия, как и Турция, выделяется тем, что приветствует членов Хамаса и других суннитских изгнанников на одной орбите с «Братьями-мусульманами».
В сентябре 2022 года двое палестинских ученых-компьютерщиков (из сектора Газа) подверглись нападению в Куала-Лумпуре, когда возвращались в машину после пообедать вне дома. Одного из них похитили, посадили в фургон и отвезли на конспиративную квартиру, где его якобы допрашивали по видеоконференции из Израиля.
Однако операция провалилась, поскольку малайзийские похитители, предположительно обученные в Европе Моссадом, должны были похитить двух боевиков Хамаса, и на самом деле именно большую рыбу они выпустили на свободу. На подачу жалобы у него ушло меньше сорока минут.
Когда полиция ворвалась в это убежище, ученый-компьютерщик подвергся пыткам в течение нескольких часов, а дистанционный допрос все еще продолжался. Не менее одиннадцати человек, причастных или подозреваемых в причастности к похищению, все они были малазийцами, и предстали перед камерами при входе в суд несколько дней спустя.
В ходе другой операции, в 2018 году, в Куала-Лумпуре был застрелен палестинский ученый, и его семья обвинила в этом Моссад. Не зря он был членом ХАМАС, специализирующимся на производстве снарядов и дронов.
Малайзия и Индонезия, население которых в общей сложности составляет 310 миллионов человек, составляют один из уголков планеты, где израильское вторжение в южную Палестину вызвало наибольшее возмущение в отместку за рейд Хамаса 7 октября. Чтобы заставить индонезийские власти замолчать, еврейское СМИ сообщило, что за пару недель до этого Джакарта начала предварительные переговоры, которые в этом году должны были привести к взаимному признанию (Индонезия и Малайзия уже признают Палестину).
Когда уходящий президент Джоко Видодо опроверг это, Израиль опубликовал групповую фотографию «в Иерусалиме» главы своей администрации Анди Виджаханто с Роненом Леви, бывшим шпионом Шин Бет, говорящим по-арабски и специализирующимся на секторе Газа. В конечном счете, он был посредником в реализации «Абрахамских соглашений», а затем был повышен почти до высшего поста в Министерстве иностранных дел по просьбе тогдашнего главы – и бывшего министра разведки – Эли Коэна марокканского происхождения.