Спрос на дизтопливо в весенние и летние месяцы обычно растет из-за сезонного увеличения интенсивности автоперевозок, а также посевных и уборочных кампаний. О ситуации с ценами на дизельное топливо в России и мире рассказывает гендиректор маркетплейса нефтепродуктов “Опен Ойл Маркет” (резидент “Сколково”) Сергей Терешкин.
Редакция
Согласно прогнозу Минэнерго США, оптовая стоимость дизеля с поставкой из НПЗ в США вырастет в марте до $279,09 за галлон с $276,42 за галлон в феврале и $264 за галлон в январе. Мы также ожидаем, что стоимость дизельного топлива продолжит расти в марте, чему будет способствовать ряд факторов.
Первый – сокращение запасов. Запасы дизельного топлива в январе опустились ниже среднего сезонного показателя за десять лет по всей Северной Америке, Европе и Сингапуре, что оказывало повышающее давление на цены. К концу января запасы дистиллятов в США были на 7% ниже среднего сезонного значения, в Европе – на 5% ниже 10-летнего среднего уровня, в Сингапуре – на 33% ниже среднего 10-летнего уровня.
Запасы дизеля в Европе, на крупнейшем мировом рынке дизеля, по прогнозам, сократятся с 242,4 млн. баррелей в январе до 238,7 и 235,3 млн. баррелей в феврале и марте соответственно.
Второй – восстановление промышленности. Дизель широко используется в производстве, считаясь топливом, наиболее чувствительным к изменению делового цикла. Согласно последним статистическим данным, промышленные компании в США готовы вернуться к росту после неглубокого, но продолжительного циклического спада в 2022-2023 годах. В Европе также заметны признаки того, что «дно» спада уже позади и производственные сектора начнут восстанавливаться после еще более продолжительного и глубокого спада, вызванного скачком цен на энергоносители после начала кризиса в Украине в 2022 году.
В результате мировые запасы дизтоплива, по прогнозам, останутся ниже среднего уровня и вполне могут еще больше сократиться, усиливая повышающее давление на цены.
Третий – сбой в поставках. В течение последнего года ни в одном регионе не наблюдалось устойчивого накопления запасов дизеля, несмотря на вялую динамику в промышленности. Поставки дистиллятов были нарушены из-за атак украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы в России и нападения хуситов на суда в Красном море и Аденском заливе.
По оценкам, объем поставки дизеля в Европу в феврале уменьшится более чем вдвое, до 2,53 млн. тонн по сравнению с 6,02 млн. тонн в январе. После начала войны в Газе поставки с Ближнего Востока уже упали вдвое.
Перенаправление танкеров с востока на запад из Красного моря и Суэцкого канала гораздо более длинным маршрутом вдоль побережья Африки привело к тому, что миллионы баррелей дизельного топлива пока не достигли покупателей. Увеличение протяженности маршрута спровоцировало рост ставок фрахта и страховых премий, которые также способствуют удорожанию дизеля. Он дорожает постепенно, потому что пока не ясно, как долго будет продолжаться кризис в Красном море.
Крупнейшие судоходные компании Moller-Maersk и Norden констатируют, что ситуация в Красном море продолжает ухудшаться, несмотря на усилия Запада прекратить атаки хуситов.
Поэтому европейские нефтепереработчики начали закупать нефть в Африке, в результате чего премия западноафриканских сортов нефти Forcados и Egina к международному эталону Dated Brent увеличилась с $4 и $6 в январе до $5 и $7 за баррель соответственно. Пока неясно, как долго будет продолжаться рост закупок африканской нефти, поскольку предстоящие ремонты на европейских НПЗ могут замедлить этот процесс.
Поставка дизеля в Европу сокращает не только Ближний Восток, но и Индия – экспорт оттуда упал в феврале более чем на 90% по сравнению с январем до 18 тыс. баррелей в день. Отчасти это падение объясняется ростом стоимости доставки в западном направлении в январе. Поэтому в январе отмечались огромные колебания спреда между ценами на дизельное топливо в Европе и Азии, торгуемое на бирже ICE; торговля инструментом достигла рекордного объема за отчетный месяц. В свою очередь премия, которую европейские переработчики региона могут получить за производство дизельного топлива, к концу первой декады февраля обновила четырехмесячный максимум – $32,88 за баррель.
Удорожанию дизеля способствуют как санкции по поставкам нефти и нефтепродуктов из России, ограничивающие предложение, так и атаки дронов на российские НПЗ. Несмотря на западные санкции, Россия по-прежнему экспортирует миллионы баррелей дизельного топлива и сбой этих поставок влияет на мировой рынок. Экспорт дизеля из России упал в январе на 23% в месячном выражении.
Четвертое – спекулянты ставят ростом. Инвесторы уже отреагировали на удорожание дистиллятов и аккумулировали позиции, эквивалентные 56 млн баррелей в двух основных фьючерсных и опционных контрактах, привязанных к средним дистиллятам, по сравнению с 20 млн баррелей в середине декабря. К середине февраля количество менеджеров, открывших позиции в эталонном европейском и американском контрактах на дизельное топливо, возросло до максимума с 2021 года.
Пятый – ремонтные работы на американских и европейских НПЗ. В первом квартале объем производства дизеля на европейских НПЗ, по прогнозам, составит 440 тыс. баррелей в день. Это на 110 тыс. баррелей в день меньше, чем в 2023 году, т.е. выпадают объемы сопоставимые с последствиями простоя крупнейшего в регионе НПЗ.
Перерабатывающие мощности американских НПЗ, по оценкам, в декабре и феврале сократятся на 10%, т.е. на 1 млн. баррелей в день.
Россия. В российском правительстве считают, что стоимость дизеля в России сейчас стабильна. Однако в марте рост цен на дизель возможен, но без резких скачков и в рамках инфляции. Это обусловлено тем, что власти обозначили приоритет поставок на внутренний рынок, а плановая модернизация НПЗ позволит стабильный выпуск топлива.
Власти смогут удержать подорожание дизеля в рамках инфляции посредством введения пошлин на вывоз и предотвращение картельного сговора местных производителей. Аварии на российских НПЗ могут сказаться только на экспортных поставках дизеля из-за ориентации властей на внутренний рынок.
Редакция рекомендует:
…