Из-за снегопадов резко возрос спрос на машиноместа
Серия мощных циклонов, принесших в Москву сильные за последние полвека снегопады, а также острый дефицит свободных парковочных мест во дворах, простимулировала активность на рынке машино-мест. Сколько стоит покупка и аренда подземных паркингов в жилых комплексах столицы?
В январе прошлого года на рынке старой Москвы было заключено 1,1 тыс. сделок с машино-местами, за год продажи паркинга выросли почти в четыре раза, отметила исполнительный директор «НДС Супермаркет Недвижимости» Татьяна Подкидышева. По ее словам, сказалась нехватка машино-мест в проектах. В последнее время застройщики закладывают меньший коэффициент обеспеченности машино-местами в проектах, особенно это касается комфортных и бизнес-классов. А спрос на паркинг не снижается у потребителей. Большинство машино-мест покупается за свой счет (89,5%).
Острый дефицит подземных парковок особенно заметен в больших многоэтажных комплексах, расположенных в центре столицы, где каждый сантиметр на вес золота.
Как сообщил «МК» директор направления «Новостройки» «ИНКОМ-Недвижимости» Валерий Кочетков, этой зимой интерес к подземным парковкам в многоэтажных жилых комплексах подогрели сильные циклоны. К примеру, в столице после мощного снегопада «Ваня» в декабре 2023 года спрос на покупку машиномест вырос на 30%, а на аренду — на 80%, добавил аналитик.
Ситуацию усугубило и повышенный интерес частных инвесторов к этому виду нежилой недвижимости. Как рассказал директор по развитию Est-a-Tet Роман Родионцев, на московском рынке новостроек набирает силу новый тренд – вложение в машиноместа. Все чаще частные инвесторы покупают несколько машиномест и затем сдают их в аренду жильцам дома, при этом у них может даже не быть квартиры в этом доме. По его словам, в современных ЖК коммунальные платежи за подземную парковку, как правило, вкладываются в 1500–1600 руб. При этом средняя ставка аренды составила в декабре 12 тыс. руб. в месяц, а сейчас она увеличилась до 15-17 тыс. руб., а в ряде локаций – до 20 тыс. руб.
В 2023 году машино-место в новостройке массового сегмента в среднем стоило 2,2 млн руб., за год цена выросла на 36%, сообщила Подкидышева. Сейчас в новостройках массового сегмента (эконом, комфорт) цена машиноместа варьируется от 800 тыс. руб. до 2,5 млн руб. Она зависит от степени готовности проекта и расположения машиноместа в паркинге, отметил Валерий Кочетков. Самым ликвидным в подземном паркинге, по его оценке, считается верхний уровень с местом рядом с лифтом. В надземном паркинге самые дорогие места находятся на первом этаже.
По словам аналитиков, самое дешевое машино-место можно купить на этапе котлована. С ростом стадий строительной готовности растет уровень цены. На этом этапе строительства спрос на парковку обычно низок, т.к. прежде всего покупатель рассматривает варианты покупки квартиры по разным ипотечным программам, которые не распространяются на нежилые помещения. После заселения спрос растет, но нераспроданных машиномест остается около 40%, которые довольно неплохо уже сдаются в аренду.
По оценке Романа Родионцева, сейчас в столичных подземных паркингах продается более 5 тыс. машиномест. Интересный момент: парковки на демократическом востоке, юго-востоке и северо-востоке стоят дороже, чем на дорогом, юго-западе, северо-западе (см. таблицу). «Высокая стоимость машиноместа в ВАО, ЮВАО и СВАО по отношению к более престижным округам связана с конъюнктурой текущего рынка. Дело в том, что стоимость машиноместа зависит от класса проекта, площади машиноместа, его расположения в паркинге и близлежащего свободного пространства. Также на стоимость серьезное влияние оказывает количество машиномест по отношению к квартирам и общая ситуация с парковкой в районе», — объяснил Родионцев. Он не ожидает в 2024 году кардинальных изменений по машино-местам, поскольку их реализация полностью связана с рынком квартир и апартаментов.
По мнению Подкидышева, уровень цены подземного паркинга будет зависеть от нескольких факторов. Если спрос будет расти более высокими темпами, чем в 2023-м, то уровень цены также возрастет. «В 2023 г. были не только рекордные продажи квартир, но и машино-мест. В общем, спрос на машиноместа будет находиться на среднем уровне», — считает эксперт.
“Ситуацию на рынке подземных парковок трудно спрогнозировать”, – сказала управляющий партнер bnMAP.pro, основатель “БеСТ-Новострой” Ирина Доброхотова. С одной стороны, машино-место – это не объект первой необходимости, а с усилением ипотечных программ будет меньше возможностей приобрести недвижимость, в том числе и нежилую, за доступные суммы. «С другой стороны, застройщики хотят поддерживать спрос и выводят разные акции, по которым можно купить машино-место со значительной скидкой или вообще получить в подарок при покупке квартиры. Также можно отслеживать предложения городских властей и участвовать в аукционах, чтобы купить место для своего автомобиля, это может быть очень выгодно», – сказала Доброхотова.
Заголовок в газете:
«Ваня» разбудил интерес к парковкам