Осенью 2023 года в Калининграде возобновили производство среднетоннажных грузовиков, найдя замену освоенным ранее Hyundai HD78 и Mighty EX9. Знакомимся с новым автомобилем, имеющим хорошую возможность занять перспективную рыночную нишу.
Николай Мордовцев
Полтора года назад российский автопром находился в полной неопределенности. АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ потеряли стратегических партнеров и ряд импортных компонентов, ушли «японцы», резко снизили активность на российском рынке «корейцы», закрылись автосборочные производства европейской «большой семерки»… Однако теперь и импортозамещение наладилось, и у «общих» автозаводов новые владельцы. На заводе «Трак Восток Рус» в Набережных Лодках идет сборка среднетоннажных грузовиков КАМАЗ «Компас», то есть китайских JAC. Бывший завод Volvo в Калуге был запущен в середине декабря 2023 года, совершенно неожиданно поставив на конвейер вездеходы и дорожные версии «Урал Next». При этом новый инвестор — группа «Промышленные инвестиции» — в дальнейшем преследует цель выпуска там неназванного китайского грузовика. В Елабуге, вместо ушедшего с нашего рынка Ford Transit, налажен сборник лицензионных фургонов компании JAC Motors – Sollers Atlant, по кузову схожих с Mercedes-Benz Sprinter.
БЕЗ «ГРОМКОЙ СЛАВЫ»
А что теперь выпускают на «Автоторе» Калининграда? Между тем это один из старейших сборочных автозаводов, созданных в постсоветский период — 1996 года. Старше всего лишь «УралАЗ-Iveco», основанный в 1994-м. Конечно, “Автотор” прежде всего широко известен выпуском легковых иномарок. Работая с BMW, Hyundai и Kia, в докообразный 2019 год завод выпустил 213 153 автомобиля – очень хороший результат!
Однако в Калининграде производили и коммерческие автомобили разных классов. Наиболее удачно сложился сборник среднетоннажников Hyundai. Производство коммерческих корейцев началось на Автоторе с 2012 года. Сначала выпускались Hyundai HD78, а также HD120 полной массой 12 тонн, затем более легкие HD35. В 2017 году на «Автоторе» запустили сварку и покраску кабин HD78, и началась подготовка к уборке семейства Hyundai Mighty. В конце 2019 года стартовала продажа Mighty ЕХ9 массой 8,5 тонны. Машины были новыми, совсем не рестайлинговыми – с рядом существенных отличий от HD78.
Конечно, нового партнера по производству грузовиков «Автотор» начал искать в Китае. Какие еще есть варианты? Индия, Иран, Бразилия. А в КНР сейчас все же вторая по уровню развития экономика мира, а еще есть общие границы с РФ и отлаженная логистика… В Китае более 20 автозаводов производят грузовики, причем все с годовыми объемами более 100 тысяч машин. Есть из чего выбрать. Кроме того, калининградский автозавод уже имел опыт работы с китайцами: в 2006-2008 годах там собирали легковые Chery и пробные партии FAW, Foton. По коммерческим автомобилям “Автотор” в 2005 году сотрудничал с компанией Naveco, выпуская грузовики модели Yuejin. Однако сейчас китайские автопроизводители по-разному относятся к санкциям. Некоторые, такие как Foton, JAC, Dongfeng, FAW, похоже, ничего не боятся, другие все же опасаются противодействия со стороны западных компаний и стараются не афишировать свое сотрудничество с российскими автозаводами. Нынешний партнер «Автотор» как раз из таких и не желает «громкой славы».
НЕ СЛАЖНЕЕ, ЧЕМ «КОРЕЙЦЫ»
Понятно, что грузовик для сборки в Калининграде подбирали из расчета максимального технологического сходства с ранее освоенными Hyundai HD78 и Mighty EX9. Их и собирают на той “корейской” линии. В планах на 2024 год – выпустить 2600 грузовиков. Герой нашего рассказа называется Ambertruck JM 93 (amber в переводе с английского — янтарь), и поневоле нам придется его сравнивать со среднетоннажниками Hyundai. Конструктивно, это не более сложный автомобиль, чем корейцы. И здесь нет таких экзотических решений, как необслуживаемые двухрядные шариковые ступичные подшипники, или дисковые тормоза и пневмоподвеска. Нет и чрезмерного разнообразия электроники. Это нечто среднее между советскими ГАЗ-3307 и ЗИЛ-431410, но с современной бескапотной кабиной, экономичным дизелем и 6-ступенчатой КП. То есть, машину можно успешно и недорого обслуживать не только в специализированном сервисном центре, но и силами собственной технической службы АТП.
Одно из важнейших отличий китайских среднетоннажников от аналогичных “корейцев”, японских Fuso Canter, Hino 300 и Isuzu, а также большинства европейских десятитонников – пневматический, а не пневмогидравлический привод тормозов или гидравлика с вакуумным усилителем. Преимуществами пневмопривода являются сохранение работоспособности при незначительной разгерметизации, небольшие усилия, затрачиваемые водителем при торможении, а также возможность использования других пневматических устройств за счет сжатого воздуха. Типичное для пневматики применение энергоаккумуляторов обеспечит торможение при аварийной ситуации — если поврежден компрессор или нарушена целостность шлангов и трубопроводов.
Словом, по первому впечатлению от знакомства, машина вполне конкурентоспособна по сравнению с аналогичным КамАЗом “Компас-9”, “Валдай Next” и Hyundai HD78.
Полная масса Ambertruck JM 93 – 9390 кг, и значит, он освобожден от взимания платы по системе “Платон” за проезд федеральными трассами. Кстати, в обозначении модели JM 93 как раз и указывает на 9,3 тонн полную массу. При существующей, пока единственной, колесной базе в 3815 мм, снаряженная масса шасси составляет 2690 кг. Итак, на надстройку и груз остается 6700 кг. В этом году модель планируется дополнить версиями с колесной базой 4200 и 4500 мм, оптимальной для бортовых платформ и фургонов. В таком исполнении снаряженная масса шасси неизбежно вырастет, но в любом случае машина выходит более чем под пять тонн груза. Под монтаж надстроек выделено 5276 мм, но надо помнить о возможности нарастить заднюю свисающую раму, тогда длина кузова легко помещается в заветный 6-метровый габарит. Но выходит, что пока забыли о короткобазных шасси для монтажа коммунальных надстроек и цистерн.
Размеры лонжеронов рамы: высота профиля – 210 мм, полки – 60 мм, толщина – 4 мм, плюс есть усилители в районе поперечин. За кабиной и вплоть до последней траверсы лонжероны ровные, поэтому добиться разнообразия колесной базы – не проблема. Важный момент: JM 93 не предназначен для эксплуатации в автопоезде. С одной стороны, это минус потенциальным возможностям калининградского среднетоннажника. С другой стороны, при нынешнем дефиците шоферов с категорией СЕ найти водителей на два одиночных грузовика проще, чем одного на автопоезд. Если очень нужно возить пенопласт, поролон, сено и лампочки, а Ambertruck уже понравился, то российские компании-производители…