Огромные черные универсалы на базе правительственных машин в советское время иногда мелькали на столичных улицах. Но о них не писали ни в одном справочнике, и мало кто знал, что это за машины
Редакция
ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
В начале 1970-х здоровье генсека Леонида Брежнева ухудшалось. Он ведь должен был появляться на публике, много ездить. Потребовались не только врачи, но и медицинская аппаратура, когда была бы всегда под рукой, а желательно и реанимобиль, который по характеристикам сравним с правительственным членовозом ЗИЛ-114. А его оснащали 7-литровым двигателем V8, развивающим 300 л. с. Максимальная скорость лимузина составляла 200 км/ч. По тем временам — совсем не шутка.
По заказу сделать необычный медицинский автомобиль взялся, разумеется, сам ЗИЛ. И в 1974 году появился первый ЗИЛ-114А – огромный универсал на базе модели 114. Конечно, машину не красили в светлый медицинский оттенок и не наносили на кузов традиционного красного креста. Как и все правительственные автомобили, медицинский универсал был чёрным.
Вскоре построили второй аналогичный автомобиль ЗИЛ-114ЕА с экранированным, как и на большинстве лимузинов, электрооборудованием. Машины отличались высотой крыши, а внутри были практически одинаковыми. Вместе с лежащим больным могли, кроме шофера, ехать четыре медика — целая бригада. В машине стояли дефибриллятор, кардиоскоп и кардиостимулятор, баллоны с кислородом и азотом.
Несколько аналогичных автомобилей уже по имени ЗИЛ-41042 завод построил и позже на базе машин следующих поколений: от ЗИЛ-4104 до ЗИЛ-41047. Эти авто отличали не только дизайн, но и двигатели: теперь объемом 7,7 л и мощностью 315 л. с.
Последний санитарный ЗИЛ-41042 машину собрали уже в 1988 году. Поздние машины планировки, кстати, отличались от ранних тем, что интерьер можно было легко трансформировать в грузовой. Зачем мог понадобиться такой фургон остается только догадываться. Неужели катафалк?
СОВЕРШЕННО ДРУГИЙ РАФ
В середине 1970-х аналогичный заказ пришел и в Ригу на РАФ. Для 4-го Главного управления Минздрава СССР, обслуживающего руководителей СССР и другое советское и партийное начальство. Только рижский завод должен делать санитарки для руководителей рангом ниже, чем члены политбюро — на базе «Чайки» ГАЗ-13. Горьковский завод сумел «отбрыкаться» от скучного, совсем неприглядного заказа, а РАФ не смог. К тому же, рижский завод славился высококлассными модельщиками, умеющими выполнять сложные кузовные работы.
Заказ по изготовлению ГАЗ-13С в Риге выполнял бюро спецавтомобилей, занимавшееся всеми нестандартными машинами, например электромобилями. А через несколько лет в этом бюро создали полтора десятка специальных модификаций РАФ-2203 для Олимпиады-80.
В Ригу своим ходом пригоняли готовые «Чайки» и уже там их превращали в универсалы. Двигатель V8 с рабочим объемом 5,53 л мощностью 195 л. с., трехступенчатая автоматическая коробка и все элементы шасси оставались серийными. Поэтому никаких дополнительных испытаний в Риге не проводилось. Запасное колесо, как и в санитарной Волге ГАЗ-22Б и 22Д, в Чайке стояло вертикально за левой задней дверью. Медицинским оборудованием автомобили начинялись уже в Москве.
Санитарные «Чайки» делали по отдельным разовым заказам несколько штук. Всего изготовили примерно пару десятков автомобилей.
В 1983 году в Ригу пришел первый заказ на две аналогичные машины на базе новой «Чайки» ГАЗ-14. Эти автомобили получили даже отдельный индекс ГАЗ-РАФ-3920. По заказу автомобили выкрасили в белый цвет, а носилки сделали длиной не 2100 мм, как раньше, а 2300 мм. Позже стало известно, что две белые, а не черные, как остальные секретные санитарки, машины построили для лидера Кубы Фиделя Кастро. Эти автомобили еще и оснастили кондиционерами, а климатические испытания проводили на Волжском автозаводе.
Позже еще пару ГАЗ-РАФ-3920 сделали в стандартном черном цвете, как и все подобные машины уже для 4-го Главного управления Минздрава СССР. Но еще раньше РАФ получил совсем необычный заказ.
ОСОБЕННО ВАЖНЫЙ КАТАФАЛК
В Ригу вместе с двумя универсалами ГАЗ-13С, которые пригнали обратно из Москвы, пришла задача превратить эти машины в фургоны. Причем с кондиционерами. Автомобили назначали Вьетнаму для выполнения особо важной задачи.
В случае войны с Китаем фургон должен был вывезти тело Хо Ши Мина из мавзолея в Ханое в секретное горное хранилище. Тело основателя социалистического Вьетнама и первого его президента лежало, как и тело Ленина в Москве, в мавзолее. Естественно, при строго выдерживаемой температуре. Потому и температура в «Чайке» — фургоне должна была стойко держаться на уровне 160 С. Вторая «Чайка» — фургон, естественно, была запасной.
У этих ГАЗ-13С убрали боковые стекла, защитив ценный груз от любопытных взглядов. Первоначально советское начальство поставило рижанам задачу использовать кондиционеры советского производства, но работать нормально они отказывались. В результате в “Чайки” для Вьетнама поставили все-таки кондиционеры Toshiba.
Оба автомобиля отправили во Вьетнам, туда выехали специалисты из РАФа, которые сдавали автомобили заказчику, контролировали строительство специального гаража и даже участвовали в учениях.
Машина, правда, естественно, без тела основателя социалистического Вьетнама, но под охраной бронетранспортера и ночью успешно доехали до самого скрытного, горного хранилища. После этого советских специалистов наградили медалями и отпустили домой — в Союз. Живы ли эти машины сейчас – неизвестно.
А из тех черных, практически секретных санитарных универсалов ЗИЛ и «Чаек», которые сделали для руководителей Советского Союза, несколько машин сохранились в частных коллекциях. Иногда редкие автомобили появляются даже на выставках.
Редакция рекомендует:
…