Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) сообщило о первом успешном запуске новой тяжелой ракеты H3. Ракета второй раз в своей истории оторвалась от площадки космодрома и впервые вышла на заданную орбиту. Предыдущий запуск закончился аварией и потерей ультрасовременного спутника. Успешный запуск новой ракеты, пусть даже со второй попытки, обещает вернуть Японию на первый рубеж освоения космоса.
Старт ракеты H3 состоялся 17 февраля в 09:22 по токийскому времени (в 03:22 мск). Ракета слетела с космодрома Танегасима в префектуре Кагосима. Формально это была третья попытка запуска. Первая произошла ровно год назад, но тогда ракета даже не оторвалась от стартового стола – один из боковых ускорителей не зажгся, и запуск немедленно прервали. Вторая попытка запуска прошла 7 марта 2023 года. Ракета взлетела, но двигатель второй ступени не заработал после разделения, и самая ценная полезная нагрузка была потеряна.
Второй с точки зрения JAXA запуск состоялся только сегодня, и он, к счастью, оказался успешным. Формально ракета должна была взлететь 15 февраля, однако из-за неподходящей погоды его перенесли на субботу.
После выхода второй ступени ракеты на заданную орбиту через 16 минут после запуска произошло отделение первой полезной нагрузки малого спутника CE-SAT-IE. Позже произошло отделение второй малой полезной нагрузки – спутника TIRSAT. Наконец-то отделение имитатора главной полезной нагрузки VEP-4 массой 2,6 т также прошло без осложнений. Собственно ради отправки макета полезной нагрузки все и начиналось. Агентству следует убедиться, что ракета контролируемо взлетает и выводит полезную нагрузку на заданную орбиту, а также способна отделить ее от степени для дальнейшей самостоятельной работы. Вторая ступенька была возвращена в атмосферу, где благополучно сгорела.
Ракета H3 создана на замену устаревшей и более легкой ракете H-2A, которая летает с 2001 года. В этом году последняя будет выведена из эксплуатации, и вместо нее рабочим лошадкой JAXA станет ракета H3. Ее разработка затянулась на годы. Проект совместно тянули JAXA и Mitsubishi Heavy Industries.
В зависимости от задач ракета H3 может быть представлена несколькими конфигурациями. Так, она может быть высотой 57 или 63 м, что зависит от выбора обтекателя и типа полезной нагрузки. Первая степень может двигаться либо двумя двигателями LE-9 на жидком водороде и жидком кислороде, либо тремя – это совершенно новые двигатели. Вторая ступень работает на одном модернизированном двигателе LE-5B-3, доставшемся новой ракете от предыдущих проектов. Боковых твердотопливных ускорителей может быть либо два, либо четыре.
В мощнейшей конфигурации ракета H3 способна вывести на геостационарную орбиту 7,2 т, что почти вдвое больше, чем ракета предыдущего поколения. Производство и эксплуатация новой ракеты также станут дешевле. И это крайне важно, ведь Японии придется конкурировать со странами, у которых и будут многоразовые ракеты-носители.
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите CTRL+ENTER.