Банк России предлагает решить вопрос путем экспансии отечественных банков за границей
Проблемы с приемом карт «Мир» в странах ближнего зарубежья разрастаются. В конце марта в Армении все банки-участники национальной платежной системы Armenian Card (ArCa) прекратили их обслуживание. Затем аналогичное решение приняли киргизская платежная система “Элкарт” и крупнейший банк Казахстана. И вот стало известно, что от обслуживания карт «Мир» могут отказаться белорусская «Белкарт» и таджикская «Корти Милли». Все они опасаются вторичных санкций США. Почему от сотрудничества с российской платежной системой отказываются даже наши ближайшие соседи и как ЦБ собираются решать эти проблемы в материале МК.
Проблемы российской платежной системы «Мир» за границей растут как снежный шар. Напомним, что в сентябре 2023 года карты этой системы отказались принимать все банки Турции. В начале 2024 года трудности с приемом платежей от компаний и частных лиц возникли в Китае и ОАЭ, что делает невозможным реализацию ранее намеченных планов по сотрудничеству российского «Мира» и местных платежных агентов.
Это все дружественные страны и нереализованные проекты жаль, но особенно болезненным для развития отечественной платежной системы может оказаться отказ от сотрудничества с ней в странах СНГ. С 30 марта приостановила прием карт «Мир» в своей инфраструктуре армянская платежная система ArCa и все местные банки-партнеры. С 5 апреля прекратит работу с Национальной системой платежных карт (НСПК) «Межбанковский процессинговый центр» Киргизии, являющийся оператором системы «Элкарт». Пользователям будут недоступны такие услуги, как проведение платежей по карточкам в эквайринговых устройствах, переводы с карты на карту и вся электронная коммерция — интернет-платежи с карты на счета торгово-сервисных предприятий.
Но на этом плохие новости для «Мира» не закончились. От работы с НСПК могут отказаться белорусская платежная система Белкарт и таджикская Корти Милли. Во всех случаях причина одна: опасения местных платежных систем последствий от вторичных санкций США. «Угроза вторичных санкций для банков из стран СНГ и даже ЕАЭС высока и они опасаются блокирования своих активов на Западе, — говорит доцент экономического факультета РУДН Лазар Бадалов. — Все же банки ориентируются не только на то, где они могут заработать больше, но и где существует риск потерь».
При этом страны ближнего зарубежья сильно зависят от экономики России. Так, по данным Всемирного банка за 2021 год, доля переводов трудовых мигрантов из России в ВВП Кыргызстана и Таджикистана достигала 30% ВВП. Некоторые из этих стран многие месяцы являются важными хабами для «серого» импорта России, например, Казахстан и Киргизия, на чем хорошо зарабатывают. Однако вторичных санкций со стороны США, как видно из поступков финансовых агентов, там боятся больше разрывов торговых отношений с нашей страной. «Интересы стран СНГ и интересы финансовых учреждений стран СНГ – это разные вещи и разные группы выгодоприобретателей, – говорит доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Михаил Гордиенко. — Для финансовых учреждений приоритет понятен: им важно сохранить доступ к глобальному финансовому рынку, технологиям, каналам обмена данными, контрагентам. Поэтому выбор максимально прагматичен: избежать санкций со стороны глобального финансового регулятора, которым до сих пор остается США». А переводы мигрантов уже давно реализуются через российские банки: следует ожидать, что спрос на эти продукты еще вырастет, отметил эксперт.
В Банке России знают о проблемах с обслуживанием карт «Мир» и ищут решение. Накануне первый заместитель главы ЦБ РФ Ольга Скоробогатова, выступая в Госдуме, заявила, что среди возможных вариантов – расширение сети банкоматов иностранных дочерей российских банков и использование Системы скорых платежей. Еще одним ответом может быть создание общих банков, заточенных на обслуживание операций с россиянами и не боящихся санкций. Такой вариант уже около года рассматривается Турцией, хотя решение по нему и не принято.
«Кроме того, в дружественных странах, где нет дочерей российских банков, можно создавать находящиеся на российском процессинге сети банкоматов и pos-терминалов в местах концентрации россиян», — предложил начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. При этом даже если все банки ЕАЭС под давлением США прекратят обслуживание карт «Мир», все равно останутся страны, где они будут приниматься. Вряд ли от такой возможности откажутся находящиеся под санкциями Венесуэла и Куба: им терять нечего. То же касается Южной Осетии и Абхазии. В будущем, возможно, карты «Мир» будут принимать еще и в Иране, поскольку сейчас ведутся переговоры по этому поводу, напомнил аналитик.