Компания Google изучает возможность ввести плату за службу веб-поиска с помощью искусственного интеллекта. Если инициатива будет реализована, это станет первым случаем, когда одна из основных продуктов компании начнет предоставляться за деньги.
Google рассматривает варианты добавления некоторых функций на основе II в доступные по платной подписке премиальные сервисы, которые уже включают доступ к новому помощнику Gemini в Gmail и «Документах», сообщает Financial Times со ссылкой на три источника. Разработка необходимых для развертывания сервиса технологий еще ведется, и руководство еще не приняло окончательного решения, следует ли его запускать и когда это следует делать, утверждает один из источников. Традиционная поисковая система Google останется бесплатной, а реклама будет продолжать появляться рядом с результатами поиска даже для платных подписчиков.
Пользовательские сервисы Google в течение многих лет оставались преимущественно бесплатными – они полностью финансировались за счет рекламы. По итогам прошлого года выручка Google от поисковой и сопутствующей рекламы составила $175 млрд. Это больше половины от общего объема продаж, и в этой связи компании необходимо ответить на вопрос: как внедрить инновационные решения в области II, сохранив при этом большой источник прибыли . С ноября 2022 года, когда OpenAI запустила ChatGPT, Google отчаянно стремится отреагировать на конкурентную угрозу со стороны популярного чат-бота – он оперативно дает полные ответы на многие вопросы, угрожая сделать ненужным традиционный механизм работы поисковых служб, а следовательно, и рекламу в поиске.
В мае прошлого года Google начала тестировать экспериментальную поисковую систему на базе II – она предлагает подробные ответы на вопросы, выводит ссылку на дополнительную информацию и показывает рекламу. Но компания не спешила добавлять функции сервиса SGE (Search Generative Experience) в основную поисковую систему. Результаты поиска по ИИ обходятся Google дороже традиционной выдачи, поскольку генеративный ИИ потребляет гораздо больше вычислительных ресурсов. Компания предложила доступ к SGE лишь немногим избранным пользователям, включая подписчиков Google One, которым за дополнительную плату предлагаются некоторые преимущества, например дополнительное место в облачном хранилище.
Microsoft в партнерстве с OpenAI уже более года назад запустила чат-бот, который теперь называется Copilot, в своей поисковой системе Bing, но новые функции II мало что сделали для увеличения рыночной доли Bing, и она по-прежнему сильно уступает Google. Аналитики предупреждают, что если поисковик Google начнет предоставлять более полные ответы с генеративным ИИ, ее рекламный бизнес пострадает, потому что пользователям больше не нужно переходить на сайты рекламодателей. Интернет-издатели, зависящие от трафика Google, тоже опасаются, что ИИ начнет извлекать данные из их ресурсов и посещаемость последних упадет.
В этом году Google уже добавила новую версию чат-бота Gemini в новый тариф Google One. Пока неясно, когда компания намерена запустить поиск на основе II, и в каком формате он будет доступен подписчикам, но знакомые с работой Google источники утверждают, что до сих пор не исключается возможность добавить некоторые функции SGE в основную поисковую систему. В самой Google заявили Financial Times, что «не разрабатывают и не рассматривают» развертывание поиска без рекламы, но компания будет продолжать создавать новые премиальные функции для развития сервисов подписки в Google.
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.