Начнём с того, что мы все (я имею в виду Россию) так или иначе родом из сельской местности. Это реальность, о которой, собственно, не следует забывать. Современный гражданин России, как правило, либо сам, либо его предки в первом, втором или предыдущих поколениях родились в деревне. Социальная память о недавнем крестьянском прошлом и в советском, и в русском человеке еще чрезвычайно крепка, а социальные воспоминания о деревне (как правило, положительные) еще очень свежи.
А что такое сельские поселения или сельская местность сейчас? Еще недавно данные социальные системы так или иначе были связаны с сельским хозяйством (не случайно данные понятия основываются на однокоренных словах). Однако мир изменился, и сельское хозяйство и сельские территории сейчас близки, но далеко не синонимичны явления и понятия.
По сути, сейчас сельское хозяйство, а точнее агропромышленный комплекс (АПК), это часть или элемент промышленности как хозяйственного комплекса, основой которого сейчас являются крупные агропромышленные (в том числе вертикально интегрированные) холдинги и объединения. При этом в этих организациях люди обычно работают по найму, а иногда агропромышленные объединения используют труд вахтовиков и мигрантов. То есть крестьян в обычном понимании этого слова в этих объединениях фактически не осталось. Основу трудовой деятельности в АПК составляют рабочие, специалисты и служащие.
Как показывает статистика, сегодня всего четверть населения сельских территорий работает в сельском хозяйстве. Другие заняты в торговле, сфере услуг, строительстве и т.д.
Крестьяне в классическом понимании на селе становятся социальным меньшинством. Чем характеризуются труд и жизнь крестьянина? Здесь можно обозначить несколько критериев. Первый – это однозначно труд в сфере АПК, в любой подотрасли сельского хозяйства. Второй – это работа земли через использование производственных возможностей данного природного ресурса. Третий – это проживание в сельской местности в сельском доме и наличие пусть и небольшого, но собственного подсобного хозяйства (называемого сельским социальным бытованием).
Современная развитая деревня имеет не только телевизор и электричество, но и устойчивую связь (включая Интернет), нормальную коммунальную систему и транспортную инфраструктуру. Люди, еще недавно проживавшие в современных городах, обращают внимание на возможность жить в деревне как минимум по трем причинам.
Первая причина: собственно привлекательность и перспективность современного села заключается не в наличии развитой социальной инфраструктуры, а именно в том, чтобы в реальных условиях в сельской местности иметь свой дом, жить в экологически чистых живописных местах, развивать свое хозяйство, самостоятельно строить свою жизнь и формировать свою судьбу. Вторая причина: по сути, современное крестьянство для многих – это форма самореализации в сфере творческого труда, предпринимательской деятельности и различных социальных отношений. Третья причина: это реальная возможность на новом витке цивилизационного и технологического развития вернуться к своим духовным корням и народным истокам.
Все это в совокупности и формирует этот привлекательный современный деревенский образ жизни. Конечно, современная русская деревня еще, мягко говоря, далека от идеала. Но желание переехать, как правило, сопровождается намерением построить свою жизнь так, как человек считает нужным и правильным. А это уже является причиной появления в России деревни современного типа как экономического и социального явления.
Базовым элементом такой социальной системы является, конечно, человек-собственник-агропредприниматель. Если хотите – «кулак XXI века», знающий, чего он хочет, сам организует свое производство, использует современные рыночные и производственные технологии. Вы скажете, что это красивая футуристическая картина. Но нет! Это реальность, а примеры появления «новых крестьян» мы можем привести в десятках регионов нашей страны. Сейчас очень важно поддержать эти тенденции на государственном уровне. И для актуальности этого подхода есть также как минимум три причины.
Первая – это обеспечение продовольственной безопасности. Эта задачка системно может быть решена силами только огромных агропромышленных комплексов, хотя их роль основна. При этом устойчивость к системе реализации принципов продовольственной безопасности может придать создание условий для масштабного агропромышленного производства в каждом из регионов нашей страны. Скажем, животноводство (в той или иной своей подотрасли) может эффективно развиваться практически в любом (за редким исключением) регионах России. При этом даже на Дальнем Востоке и Сибири есть регионы, где осуществляется круглогодичный выпас скота, что позволяет экономить как на кормах, так и повышать качество продукции за счет бесперебойного поступления витаминов в организм животного. Существенно нарастить производство животноводческой продукции в этих регионах можно только через развитие мелкотоварного производства силами фермеров, кооперативов, а также аграриями на личных подсобных хозяйствах. Именно поэтому очень важно привлечь на территорию новых крестьян-владельцев.
Вторая причина – обеспечение устойчивости сельских территорий нашей страны. Аграрий-владелец – это залог не только развития производств, но и основа порядка и социальной модернизации на селе. Производственная и социальная «привязка» к своей земле, своему хозяйству, своему делу и своей сущности делает «новых крестьян» основой социального и экономического развития сельских территорий. Современной деревне нужны не столько новые рабочие места (которые в ряде регионов тоже создаются), а в большей степени возможности для появления на территориях класса тех самых «новых кулаков», которые покупают землю не для спекуляций, сдачи в аренду или перевода в другие категории, а для того чтобы развивать на ней свое хозяйство.
Минсельхоз России формирует остов опорных населенных пунктов в сельских территориях, в которых должна сложиться современная социальная инфраструктура сельской местности. Этот подход следует однозначно дополнять общероссийским «каркасом» хозяйств на селе, организованных новыми собственниками, самостоятельно развивающими как производство, так и социальные отношения в сельских поселениях.
Наконец, третья причина состоит в том, что успешный аграрий-владелец, работающий и творящий на своей земле, является носителем крестьянской цивилизационной сущности, народной культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей. Понимание важности и приоритета семьи, творческого труда, уважения к старшим, приобщение детей к производству, совместной деятельности и…