Эксперты оценили резкое снижение дефицита федерального бюджета
Первый квартал текущего года оказался для российской экономики удивительно успешным, судя по предварительным данным Минфина. Так, дефицит федеральной казны составил лишь 607 млрд рублей – почти на 1,5 трлн рублей ниже показателя за январь-март прошлого года. Впечатляет и картина доходов: нефтегазовые, например, увеличились почти на 80% – за счет высоких цен на сырьевых рынках и, соответственно, роста экспортной выручки. Но не все эксперты готовы ликовать по этому поводу: часть из них расценивает полученные результаты как кратковременный взлет, который почти наверняка сменится спадом во второй половине года.
Общие доходы бюджета выросли почти до 8,72 трлн рублей (+53,5%), ненефтегазовые составили 5,79 трлн (+43,2%), нефтегазовые – 2,93 трлн рублей. Как отмечает ведомство Силуанова, объем и траектория этой части поступлений свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете. Что касается затрат, их объем предварительно составил около 9,34 трлн рублей, что выше уровня первого квартала 2023-го на 20,1%. Показатель в том числе связан с «оперативным заключением контрактов и авансированием по отдельным контрактируемым расходам».
Уместно напомнить, что по итогам прошлого года дефицит федеральной казны превысил 3,2 трлн рублей. Расходы составили 32,3 трлн, а доходы – 29,1 трлн рублей. В этом году законом о бюджете предусмотрен дефицит в размере 1,59 трлн рублей, доходы ожидаются на уровне 35,06 трлн, расходы – 36,66 трлн рублей.
В 2023 году российский нефтегазовый экспорт оказался под «перекрестным огнем». Ужесточились санкции: в частности, вступило в силу эмбарго на поставку нефтепродуктов морским транспортом, а ранее, в декабре 2022-го, – на морские перевозки нефти. Ограничения коснулись также страхования, брокерских услуг и финансирования сделок с нефтью, продаваемой выше потолка $60 за баррель. В пакете санкций, принятом в июне, Брюссель предусмотрел запрет на меры в порты ЕС любых танкеров, осуществлявших погрузку нефти с других судов.
В результате поставки в Европу энергоносителей из РФ обвалились по сравнению с 2022-м, а замедляющийся спрос на них со стороны экономики Китая также сократился. В целом, по данным Международного энергетического агентства, за первое полугодие 2023 года глобальный нефтяной экспорт обрушился более чем в полтора раза по отношению к первому полугодию 2022-го – со $120 млрд до $77 млрд. Соответственно, упали и сырьевые доходы России. В свою очередь ухудшение торгового баланса стало одним из факторов ослабления рубля прошлым летом. Как видно из свежей статистики Минфина, все эти негативные тренды в этом году оказались сломаны.
«Статистика от Минфина за I квартал выглядит абсолютно логично, – рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – В январе-феврале этого года объем авансовых платежей по отдельным контрактам (упреждающее финансирование) был меньше, чем в начале 2023-го. Соответственно, меньшим оказался и дефицит бюджета. С нефтегазовыми доходами ситуация также ясна: сейчас нефть марки Brent стоит дороже $90 за баррель, а еще несколько месяцев назад – чуть больше $70. Котировки растут на фоне геополитической напряженности, обострения ирано-израильского конфликта. Кроме того, страны-члены ОПЕК+ подтвердили свои обязательства по сокращению добычи».
Но это очень шаткие факторы, отмечает Масленников: цены не могут держаться на таком уровне бесконечно. Тем более что замедление глобальной экономики, что особенно хорошо видно на примере Китая. И вряд ли Россия достигнет сопоставимых результатов по экспортным доходам во второй половине 2024 года.
По словам директора Центра структурных исследований РАНХиГС Алексея Ведева, причина взрывной динамики нефтегазовых доходов не столь очевидна. Верится в это достижение (+43,2%) тяжело, но частично объясняют данные Минэкономразвития, согласно которым в феврале российский ВВП увеличился на 7,7% в годовом выражении. Если это действительно так, нефтегазовые доходы растут пропорционально экономическому росту.
«Тенденция к снижению дефицита госбюджета обусловлена высокими ценами на нефть, – уверен главный аналитик Neomarkets Олег Калманович. – Чтобы сверхприбыли не сказались негативно на экономике и курсе рубля, Минфин покупает активы. Так, ведомство приняло решение: с 5 апреля по 7 мая вдвое нарастить объем закупок иностранной валюты и золота в рамках бюджетного правила – на сумму 11,2 млрд в день. В марте – начале апреля потенциальный негативный эффект сглаживал Центробанк обратным действием – продажей. В любом случае, в стране налажены механизмы сокращения дефицита федеральной казны и наполнения Фонда национального благосостояния».
Заголовок в газете:
Экономическое чудо первого квартала