На этой неделе авиационный стартап Boom Supersonic направил в первый испытательный полет прототип сверхзвукового самолета XB-1. Основная цель компании — выпустить первый коммерческий сверхзвуковой пассажирский самолет с тех пор, как 20 лет назад сняли с эксплуатации «Конкорд».
Прототип XB-1 взлетел в четверг в 17:28 по Москве, набрал максимальную высоту 2170 метров, развил скорость 455 км/ч и приземлился в 17:40. Поскольку несколько лет назад Rolls-Royce отказалась поставлять двигатели Boom Supersonic, компании пришлось разрабатывать собственные – правда, XB-1 летал не на них. В запланированном на 2017 год тестовом запуске использовались три турбореактивных двигателя J85 50-х годов, которыми оснащались еще старинные истребители F-5. В сверхзвуковом лайнере Overture от Boom планируется использовать четыре двигателя Symphony собственной разработки, каждый из которых втрое мощнее трех J85 вместе взятых. Стартап уже заключил контракты с крупными авиакомпаниями типа American Airlines и United Airlines, а также партнерские соглашения о производстве и разработке с Florida Turbine Technologies и GE Additive.
По словам основателя и главы компании Блейка Шолля [Blake Scholl]Запуск прототипа XB-1 – важная веха в истории компании.
Если прототип не отличается от серийной модели, то вы ничего не научились. А мы многому научились в проектировании, разработке и производстве XB-1, что позволит нам улучшить Overture. Подобные предприятия всегда начинаются с поиска капитала, но затем следует продемонстрировать результат. И полет XB-1 – один из важнейших результатов [нашей работы]. Он показывает, что мы на пути к цели, а это привлечет еще большее финансирование. На этом построены все частные аэрокосмические предприятия типа той же SpaceX»– прокомментировал он.
Планируется, что первый запуск Overture состоится в 2030 году, однако разработка обойдется недешево: Boom Supersonic уже привлекла более 700 миллионов долларов, но, по оценке Шолля, общая сумма расходов может достигнуть 8 миллиардов долларов. А кроме финансирования компании придется решать и другие проблемы.
Современные правила воздушных перевозок запрещают сверхзвуковые перелеты над большей частью суши. Впрочем, экспериментальные разработки в области снижения звукового давления типа X-59 QuessT (Quiet SuperSonic Technology) могут побуждать законодателей пересмотреть их. Но даже 1,7 Маха над океаном вдвое сократит время полета из Нью-Йорка в Лондон или из Сиэтла в Токио.
Никуда не делась и давняя проблема сверхзвуковых самолетов — повышенное потребление топлива из-за достаточно скромной емкости. Так, Overture за раз сможет перевезти через Атлантику всего 64 пассажира против 853 у Airbus A380. И это не только экономическая, но и экологическая проблема. Снизить нагрузку на экологию могло бы использование экологически чистого авиационного топлива (Sustainable Aviation Fuel, SAF), но и с ним не так просто.
По словам Шолля, у XB-1 есть еще около 15 испытательных вылетов, прежде чем самолет в конце концов преодолеет звуковой барьер. А пока еще до первого полета Overture еще много лет.
«Мы все еще надеемся запустить Overture к концу десятилетия. Впереди еще много работы, и мы должны как следует позаботиться о безопасности перелетов. Однако нам не хотелось бы затягивать, поскольку мы делаем этот самолет для себя, друзей, наших семей и клиентов»– сказал Шолль.
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите CTRL+ENTER.