Игристое перестало быть праздничным напитком
В начале 2024 года абхазские вина, всегда являвшиеся синонимом дешевых вин, собрались резко подорожать. Дело в том, что в Абхазии введен новый акцизный налог на виноматериал (30%), но с учетом потенциального повышения стоимости вина некоторые производители решили, что выгоднее всего будет просто прекратить его делать. Поэтому завод, который делал львиную долю известных на постсоветском пространстве сладких недорогих абхазских вин, прекратил работу — и все. Так что проблема не в том, что абхазские вина перестали привозить в Россию – нет, их теперь будут просто делать гораздо меньше.
Красные полусладкие абхазские вина из винограда “Изабелла” всегда были палочкой-выручалочкой для тех, кому нужно “недорого и вкусненько”. Бутылка такого вина сегодня стоит 350-400 рублей в московских алкомаркетах, и многие потребители совершенно не готовы платить больше. Хотя им и не придется: в этом ценовом сегменте давно уже достаточно простеньких российских вин – чаще крымских, хотя и Краснодарский край не отстает – вполне подходят под определение «дешево и сладко».
О гурманстве, разумеется, здесь речь не идет, хотя в целом страна движется именно в этом направлении. По итогам 2023 года потребление вин в России достигло 90 миллионов декалитров – эксперты фиксируют прирост на 14% по сравнению с данными 2020 года. Все больше россиян предпочитают именно вино, а не крепкие напитки.
Снижение потребления десертных и ликерных вин сладких вин – тенденция не российская, а общемировая. Сокращаются продажи даже таких культовых напитков, как сотернов, айсвайнов, мадеры, хереса или портвейна – ежегодно они теряют примерно 3-5% объемов продаж. Причин здесь несколько, и одна из них – повышение интереса к ЗОЖ: сладкие вина содержат сахар, которого современные люди стараются избегать. Тем более, сухие вина гораздо проще сочетать с едой. Однако Россия сохраняет репутацию одной из главных стран-любительниц сладких напитков, и по словам «внедрения культуры употребления вина в России» ритейлеры и сомелье нередко подразумевают именно это – деликатное переучивание потребителей и попытки развить вкус сухих вин. Так же и молодым винодельням, которые сейчас только набирают обороты и выходят на рынок, эксперты настоятельно рекомендуют делать ставку на сухие и игристые, а сладким оставить не больше 5-10% объемов производства.
Пик продажи сладких крепленых вин в России – традиционно перед Пасхой: «сладкое» часто покупают те, кто хочет разговиться по всем правилам, но никакого алкоголя кроме глотка десертного вина не употребляет.
Хотя можно устроить праздничный пасхальный завтрак и, к примеру, с шампанским. Это будет соответствовать другой интересной тенденции, которую фиксируют на винном рынке России – рост популярности игристых вин, особенно вне всяких знаковых дат. Как ни крути, а довольно долго в нашей стране существовал стереотип: мол, шампанское – это праздничный напиток, для него повод нужен, просто так его не будешь покупать! В 2024 году все меняется: только в январе примерно 25 млн бутылок игристого вина – это самый высокий показатель для этого месяца, по меньшей мере, с 2018 года.
Еще два года назад на вопрос, нужен ли какой-нибудь случай для того, чтобы открыть бутылку шампанского, только 8% респондентов ответили «нет». Большинству был необходим либо праздник, либо неординарное событие. Сегодня все меняется.
Социально-гастрономический парадокс состоит в том, что игристые вина – и классическое шампанское, и всевозможные аналоги просек – самые универсальные и беспроигрышные, когда речь идет о сочетании с едой. Бутылка игристого способна выручить, если нужно срочно «подружить» сало, красную икру и легкий салат из зелени с овощами, оказавшимися на столе одновременно. Кроме того, только игристое – за счет пузырьков – способно выдержать встречу с жидким яичным желтком, именно поэтому есть традиция завтраков с шампанским: бокал неплохо дополняет глазушкой, яйца всмятку или пашот.
Совершенно новая тенденция – уже несколько лет как сомелье и другие эксперты винного мира предлагают оценить сочетание шампанского с фастфудом. «Пузыри» способны здорово оттенить соленый вкус картофеля фри и острое хрустящее господство жареной курочки, не говоря уже о наггетсах, луковичках или творожных палочках. Кто даже смело заявляет, что, мол, шампанское – это новое пиво: все те «пивные закуски», которые можно найти в меню пивбаров, прекрасно сочетаются и с игристым. За исключением, пожалуй, чесночных гренок здесь пусть сохраняется пивная монополия.