Rise of the Ronin хочется сравнивать прежде всего с Ghost of Tsushima: тоже открытый мир, тоже японский антураж, тоже эксклюзив PlayStation. Однако разница между играми достаточно велика, и дело не только в избранных исторических периодах. Если последний проект Sucker Punch – это такой попкорновый экшен, в котором боевая система раскрывает почти все карты в первые же часы и дальше “давит” однообразием ситуаций, то Rise of the Ronin – гораздо более суровая и беспощадная игра, награждающая за понимание многих ее особенностей. . Так можно обрисовать хоть какой релиз Team Ninja, но это в особенности приметно.
Сломанные, но не все
Мы переносимся в 1853 году, конец периода Сакоку – двухвековой самоизоляции Японии от западного мира. Клан Токугава, управлявший страной еще с XVII века, сильно беспокоился из-за потенциального иностранного влияния: распространяющийся по миру католицизм мог пробраться в Японию и вызвать нестабильность, бум торговли рисковал породить что-то вроде китайских опиумных войн (которые в Китае случились позже, вполне могли закипеть и в Стране восходящего солнца, да и вероятность колонизации была высока – с Филиппинами, захватившими испанцы, это уже произошло. Поэтому японцы отгородились практически от всего мира: запретили жителям покидать страну под страхом смертной казни, а также не пускали в нее иностранцев.
В какой-то момент американцам надоело, что столь обширная территория остается неприступной — это сильно мешало торговле с другими азиатскими странами. Поэтому в Японию отправился командор Мэтью Перри, в дипломатическом арсенале которого были «черные корабли», призванные напугать сегунат. На один из кораблей Перри мы и отправляемся в пролог, играя сразу за двух персонажей (пол каждого можно выбирать в редакторе). Убить известного военного и политического деятеля США не получается — загадочный мужчина в маске предотвращает покушение на командора и пленит одного из героев, и дальше будет путешествовать в одиночестве.
Япония погружается в беспорядки: кто поддерживает сегунат и хотел бы видеть иностранное влияние на своих землях, а кто считает подписанные договоры ужасными и препятствует переговорам с чужаками. У нас есть возможность влиять на судьбу страны, выполняя задачи как сторонников сегуната, так и его противников — сторону не выбираешь раз и навсегда. Разработчикам удалось сделать Rise of the Ronin не скучной “документалкой”, а увлекательным экшеном – при этом после знакомства с каждой исторической личностью хочется заглянуть в “Википедию” за подробностями.
Сама по себе эпоха Бакумацу (период от прибытия кораблей до конца гражданской войны) очень интересна не столько событиями, сколько людьми реакцией и простых японцев, и американцев на происходящее. И авторам Rise of the Ronin удалось создать антураж, в котором уже происходит смешение культур, но местные якобы боятся попытаться прикоснуться к чему-то чужому. Среди японцев есть желающие учиться в западных университетах, читать заокеанскую литературу, продавать свои товары иностранцам, в том числе необычные изобретения. Многие побочные задачи завязаны именно на этом, но есть и другие мини-истории — о попытках американцев влюбить в себя японцев с помощью бурбона и других иностранных презентов, о селах, которые не восстановились после недавней холеры, и так далее.
Поэтому ко второстепенным задачам относишься не как к бонусным развлечениям, а как к фрагментам одной великой истории, благодаря которым выстраивается целостная картина происходящего. Да, есть четкое разделение на сюжетные и побочные миссии, но даже через двадцать и тридцать часов прохождения я не мог перестать отвлекаться по пустякам — просто потому, что это интересно (хотя и награды не мешают). Задачи, относящиеся к конкретным личностям, позволяют наладить с ними связи и получить ценные трофеи. Коллекционные предметы разблокируют торговцев полезными товарами. Святилища и другие объекты дают очки для прокачки.
Каждый из трех крупных сюжетных регионов – Йокогама, Эдо и Киото – разделен на несколько районов, и при первом их посещении вы не разблокируете сразу все, что у них доступно. Для начала нужно восстановить общественный порядок — победить бандитов, после чего в поселения вернутся люди, торговцы начнут предлагать товары, а с помощью флагов удастся быстро телепортироваться в новые места. Затем разблокируются уровни связи с локацией – делая все, что можно, вы откроете как новые поручения, так и любые бонусы вроде валюты, расходных материалов и очков приемов.
Звучит как классический (если не сказать шаблонный) открытый мир, только вместо вышков здесь флага, везде бандитские лагеря, а значков на карте так много, что не знаешь, чем заняться. И в этом обвинить Rise of the Ronin очень легко – здесь действительно нет ничего нового, чего мы не видели бы в играх Ubisoft за последние десять лет. Для Team Ninja это первая попытка сделать открытый мир, и ударяться в эксперименты коллектив не стал, но у него получилось главное – от «зачистки» карты (если все же решаешь этим заняться) не устаешь. В любой момент можно призывать коня и проскакать на нем до нужной точки, при прыжках с высоты активируешь планер, к некоторым башням и крышам домов цепляешься с помощью крюка – словом, передвигаться по миру весело. А многие коллекционные предметы — и скрывшиеся сундуки с сокровищами, и требующие смекалки, поэтому по дороге к ним бегаешь по крышам и ищешь скрытые проходы в недоступные помещения.
⇡#Остро лезвие
Нередко приходится с кем-то драться – и этот элемент у разработчиков Nioh не мог быть плохим. Как обычно, на выбор есть немало средств уничтожения противника: катаны, копья, двойные мечи, одати, сабли и так далее. Для каждого оружия предусмотрено несколько боевых стилей – их получаешь по мере прохождения сюжета и исследования мира. С одними удары становятся быстрее, с другими вы методически наносите врагам серьезный вред, но главное отличие стилей – связанные с ними боевые приемы, на использование которых тратится энергия ци. Разные враги «разваливаются» быстрее разных стилей – ответный символ можно увидеть над головой противника и на лету поменять стиль, чтобы истощать запас энергии оппонента быстрее. Есть и прокачка стилей: дополнительные приемы открываются по мере выполнения тех или иных условий.
Есть и дальнобойное оружие: как разного рода ружья и револьверы, так и традиционные луга. Назначение у них разное: с револьверами увереннее чувствуешь себя в боях против больших целей, трудно уклоняющихся от пуль, ружья позволяют отстреливать врагов на дальней дистанции, а луга идеально…