Bambu Lab P1S – моя главная и яркая покупка за последние 5 лет. До сих пор не жалею.
Вы давно просили произвести осмотр. Что ж, пора.
Это первая статья по такой теме в истории iPhones. Поэтому считаю необходимым рассказать не только о производителе принтера и самом устройстве, но и о 3D-печати в целом, включая ее краткую историю.
Мне хотелось бы, чтобы после прочтения статьи у наших читателей сформировалось не только впечатление от P1S, но и хотя бы поверхностное понимание, откуда взялись и как работают 3D-принтеры. Если это все равно не интересно, пользуйтесь кнопками пропуска главы и не обижайтесь на многобуквы.
Уехали.
Содержание:
Как я вообще к 3D-печати пришел
3D-принтер Anycubic Kobra. Оказался лучше, чем второй, но тоже с облаком проблем.
Осенью прошлого года я понял, что устал от смартфонов, ноутбуков и других типичных гаджетов. Нет драйва технологий в этих сферах, все застоялось и толком не развивается. Даже iPhone на новый менять на пруд, третий год сижу с 13 Pro Max.
Захотелось чего-то нового, что оживит искру, расширит горизонты, разогреет интерес. Чем дальше от обычных, насквозь понятных гаджетов, тем лучше. Так дошел до 3D-печати.
Сначала купил недорогой принтер, популярный в России. Взял сразу два вида Anycubic Kobra, аналоги дешевых смартфонов на Android со всеми вытекающими последствиями. Разобрался в базовых вещах, более-менее научился его «лечить», ковырять и получать не совсем стыдные результаты.
Anycubic Kobra Plus. Регулярно создавал проблемы и печатал или очень медленно или плохо.
Через полтора месяца надоела непредсказуемость качества печати. Выработал постоянный процесс поиска источника проблем, больше похожий на танцы с бубном. То трубка расплавится, то направляющая расшатывается, то сопло протекает. Часто были ситуации, когда причина сбоя была неочевидной. Я такой не один, аналогично разочарованных бесчисленно много.
Уже думал, что заброшу эту идею, а оба принтера продам. Но потом купил P1S от Bambu Lab. Читал много о них, но не верил, что все действительно да хорошо. Решил проверить сам.
Чтобы понимать контекст, в котором Bambu Lab изменил все для меня и всей индустрии 3D-печати, предлагаю погрузиться в теорию и историю. Если вы хотите пропустить этот блок, нажмите сюда. Но советую его осилить, потому что это просто полезно знать.
◦ Обратно к содержанию ◬
Краткая история 3D-печати и ее стагнации
Сама идея 3D-печати почти сотню лет являлась объектом фантазии и фантастики. Еще в сороковых годах прошлого столетия эта концепция возникала в рассказах и книгах. А в 70-х годах прошлого столетия идею впервые научно описали как процесс аддитивного производства.
Аддитивное производство – это когда продукт производится путем поэтапного добавления исходного материала в изделие, а не разделения исходного материала.
Грубо говоря, если взять сплошной кусок пластика и сточить его в сферу, это будет субтрактивное Производство. Вы срезали часть материала и тем самым превратили его в изделие. Так работают, например, ЧПУ-станки.
Первый патент, описывающий современную идею 3D-печати, 1980 год.
Но если тот же кусок пластика расплавить до нитки, а затем из нити шаг за шагом выдавить сферу, то это будет аддитивное Производство. Ключевой плюс последнего очевиден: создание продукта требуется меньше исходного материала, а отходы минимальны.
Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов идея 3D-печати заинтересовала компании Запада, включая Stratasys. Те запатентовали все по самые ушипредоставив себе права на узлы и технологии, а также на производство так называемых FDM-принтеров – специализированных устройств аддитивного производства. Позже их назовут широким и более понятным термином «3D-принтеры».
Принтер Stratasys F900 за 160 тысяч евро, используется в промышленности.
До 2009 года (да, 30 лет!) Индустрия аддитивного производства развивалась только в разрезе промышленного применения: например, авиация, запчасти производственных линий и автомобилестроение. Обычному потребителю 3D-принтеры оставались недоступными.
Ключевые технологии и патенты на них оставались в цепких руках крупных компаний, предлагающих только завязанные на себя решения по космическим ценам: от 10 тысяч долларов до 200 тысяч долларов за устройство.
Монополия из-за патентов – это плохо. Но все сменил один (сначала) некоммерческий проект.
Как проект RepRap создал вид современного 3D-принтера
Первая публичная презентация сообщества RepRap и их одноименного «принтера»
RepRap – первоначально частное мировое движение единомышленников за обход патентных ограничений на 3D-печать и популяризацию аддитивного производства.
Благодаря принципу открытости и постоянному обмену друг с другом данным и успехам, с 2005 по 2015 годы силами сообщества RepRap появлялись и совершенствовались способы, запчасти, технологии, первое ПО и схемы для создания 3D-принтеров своими руками.
Первые модели собирали буквально из дерева, простейших металлических балок, а работали на добром слове.
Один из первых “серийных” принтеров сообщества RepRap выставлен в музее Лондона.
Проект RepRap выполнил свою миссию и фактически закрылся, не сумев трансформироваться в полноценную компанию-производителя. Он протоптал дорогу до появления десятков компаний занимающихся промышленным изготовлением 3D-принтеров. А принципы его работы и философия стали основополагающими в сообществе 3D-печати.
Помогло и то, что в 2009 году истек срок действия патента Stratasys на FDM-печать. Казалось, что вот-вот 3D-принтер станет такой же частью жизни обычных людей, как микроволновка или смартфон.
Как погоня за нишами рынка 3D-печати привела к стагнации
Creality Ender 3, большой и ужасающий.
К сожалению, довольно быстро в этой молодой индустрии наступила стагнация.
В погоне за самой долей нового рынка молодые компании, из которых 90% являются китайскими, пошли в ценовую гонку: кто сделает самый дешевый принтер из самых дешевых компонентов при сохранении удовлетворительных потребительских качеств.
Битва за MVP (минимально жизнеспособный продукт) в 2018 году привела к появлению принтера Ender 3 от компании Creality – без преувеличения большого, легендарного олицетворения того же MVP в мире 3D-принтеров. По эффекту на рынке он был сравним с релизом Nokia 3210 с T9 среди телефонов.
Мини-ретроспектива проблем Ender 3 от канала Maker’s Muse.
Ender 3 стоил всего 200 долларов, то есть был доступен каждому. При этом он печатал терпимо, хоть и недолго, потому что был технически недоработан за десятки, если не сотни мелочей. Почти сразу и за счет цены Ender 3 стал первым 3D-принтером для большинства энтузиастов, а для рынка – хитом и целью подражания.
Однако Creality Ender 3 и производные от него – принтеры, без преувеличения, не самые удачные. Его владельцы, особенно без достаточного технического образования, 90% времени занимаются не 3D-печатью для удовлетворения, а решением проблем самого 3D-принтера. Многие из тех, кто…