«Зависимость от юаня ничем не лучше, чем зависимость от доллара»
Запад не знает, что делать с Китаем, потому распространяет о нем страшилки. Так прокомментировал вопрос Такера Карлсона о том, опасается ли Владимир Путин, что Китай будет доминировать в БРИКС, ученый-китаист Алексей Маслов. При этом эксперт уверен, что Россия рискует попасть под доминирование любой сильной страны, если будет вести себя так, как обращалась раньше с Западом.
«Возможно, Вы обменяли одно колониальное государство на другое, но более такое щадящее? Возможно, БРИКС сегодня в опасности того, что более хорошее колониальное государство – Китай, там будет доминировать? Это хорошо для суверенитета, как Вы считаете? Вас беспокоит это? – спросил Такер Карлсон президента Владимира Путина в интервью.
Российский лидер на это ответил, что “эти страшилки нам хорошо известны”.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов в разговоре с “МК” объяснил, почему Запад так реагирует на сближение России с КНР.
– Это (разговоры о том, что Россия может стать «придатком» Китая – прим. МК) действительно страшилка, потому что Запад не понимает, что делать с Китаем, – объяснил Алексей Маслов.
Между тем, ученый уверен, что Москве следует аккуратно выбирать стратегию поведения с партнерами. В противном случае риск попасть в зависимость от другой страны из страшилки превратится в реальность.
– Нам следует опасаться доминирования любой страны, имеющей развитую экономику и развитые технологии. Нужно использовать тот негативный опыт, который мы заработали при работе с Западом, когда мы, по сути, свои научные достижения и структуру образования отдавали на откуп западным технологиям и капиталам. Не надо впадать в ту же крайность, что и с Западом, по отношению к Китаю. Зависимость от юаня ничем не лучше, чем зависимость от доллара. Следует использовать опыт, чтобы усилить свою суверенную экономику, политику, технологии. Собственно, сейчас и делается, – подчеркнул Маслов.
При этом востоковед отметил необходимость поддерживать с КНР хорошие отношения.
– Китай – наш партнер, с которым нам жить еще, надеюсь, столетие, – отметил ученый, – У нас самый длинный предел в мире. Это граница и торговая, и цивилизационная. И никуда мы от этого не уйдем. Поэтому поддержка добрососедских отношений – это вопрос номер один. Для Китая это также важно, потому что у него тоже самая длинная граница с Россией.
По поводу колониальных намерений Китая Маслов обратил внимание на важную деталь, почему почему-то не замечают западные аналитики. Россия, несмотря на серьезную поддержку ряда китайских инициатив, включая программу «Пояс и путь», не является его частью. В то время как большинство западных стран подписали соглашение с «Поясом и путем». Не говоря уже о странах Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Кроме того, Китай инвестирует в Россию в десятки раз меньше, чем инвестирует в Западную Европу и в США, подчеркивает эксперт. Так что еще большой вопрос, кто от чьих капиталов зависит.