В Костроме была запущена линия по производству модулей системы динамической стабилизации (ESC). Завод, принадлежащий компании «Ителма», будет поставлять свои изделия на конвейеры АВТОВАЗ и ГАЗ. Ранее системы ABS и ESC в России выпускало предприятие Роберт Бош Самара.
Андрей Карасев
2023 год оказался насыщенным событиями в жизни завода «Пегас» — площадки НПП «Ителма» в Костроме. Предприятие весь прошлый год расширяло номенклатуру изделий и запускало новые производственные мощности. В конце марта был организован выпуск комбинаций приборов, модулей дверных карт, пользовательских интерфейсов, блоков переключателей и других технологических автокомпонентов. Для производства нового ассортимента полностью отремонтированы цеха, установлено современное оборудование, отвечающее международным стандартам, созданы дополнительные рабочие места. А правительство Костромской области для импортозамещающих предприятий разработало дополнительные меры по поддержке.
БЕЗ СУБСИДИЙ
Весной 2023 г. было анонсировано, что в ближайшее время на предприятии будет построена новая автоматизированная линия, где начнется выпуск импортозамещенных антиблокировочных систем тормозов (ABS) для ведущих отечественных автопроизводителей. План воплотили в жизнь в июле 2023 года. Запустив создание гидравлических модулей ABS, Ителма обещала сделать до конца года создание модулей ESC (Electronic Stability Control, система динамической стабилизации). Такое производство требовало гораздо больших компетенций.
Тестовая сборка модулей ESC началась 19 декабря, а через несколько дней состоялась официальная церемония запуска участка. Кстати, с июля по декабрь 2023 года на этой же производственной линии было собрано более 200 тыс. блоков ABS, которые пошли на конвейер АВТОВАЗа. Теперь одновременно с ABS на этих линиях начали производить и блоки систем динамической стабилизации. Ранее аналогичные компоненты для российских автосборочных предприятий выпускал завод Bosch в Самаре (в настоящее время актив принадлежит ФГУП «НАМИ»).
Блок ESС отличается от ABS более сложной конструкцией. Он имеет дополнительно два клапана питания, два ограничительных клапана, датчики давления и температуры, мотор-насос увеличенной производительности, блок управления с расширенными функциями – всего примерно на четверть больше компонентов по сравнению с ABS.
Общая стоимость инвестиционного проекта в Костроме не разглашается. Однако известно, что это полностью частная инициатива, реализованная НПП «Ителма» без привлечения государственных субсидий и бюджетных средств. Проект реализуется исходя из лицензионного соглашения с индустриальным партнером по КНР. Китайская сторона не только поставляет комплектующие для модулей, но и наладила автоматическую производственную линию. Лицензия включает в себя весь пакет конструкторской и технологической документации, а также программное обеспечение. В рамках лицензионного соглашения организовано повышение квалификации и обучение работников производственных линий. Лицензия также позволяет производить глубокую локализацию производства как ABS, так и ESС, включая исходные комплектующие.
Генеральный директор НПП «Ителма» Алексей Воробьев рассказал: «Производство системы электронной курсовой устойчивости требует применения гидроблока другой конструкции и более функционального электронного блока управления. После получения лицензии на выпуск и локализацию системы ABS/ESC был разработан план, в котором определены сроки начала серийного выпуска. И мы строго придерживаемся этого плана. Сегодня специалистами «Ителма» полностью освоен технологический процесс, и мы постепенно увеличиваем степень локализации».
В планах Ителма на 2024 год запустить механическую обработку деталей гидроблока и производство электронных модулей, а также начать применение российских крепежных и изоляционных материалов. Объем производства ABS/ESС в этом году составит 550 тысяч блоков, доля ESC может составить до половины всех производимых блоков. Ежегодный объем производства модулей ABS и ESP планируется довести до 750 тыс. единиц, а с увеличением спроса – до 1200 тыс. блоков. Системы стабилизации, сделанные в Костроме, уже поставляются для автомобилей Lada Vesta. Ведутся переговоры по поставке блоков ESC и других автопроизводителей. Среди потенциальных заказчиков – Горьковский автозавод. Заявлено, что «Ителма» готова снабжать блоками ABS и ESC все автосборочные предприятия страны.
Что касается перспектив программы локализации, то она расписана до 2026 года. Так, к декабрю 2024 года должно быть освоено производство корпусов гидроблока и блока управления, к февралю 2025 – выпуск крепежных и уплотнительных элементов. Далее клеймо made in Russia получат мотор-насосы, гидроаккумуляторы, датчики давления, также должна быть освоена электронная компонентная база. После того, как будут пройдены упомянутые этапы, степень локализации ESP составит более 75%. Полностью локализовать производство ESC планируется в 2026 году.
“Ителма” также планирует запустить в России производство печатных плат, инвестировав в проект около 2 млрд рублей. Отмечается, что цена ожидаемого на рынке в 2025 году компонента может конкурировать даже с самыми доступными зарубежными аналогами.
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Предприятие «Пегас» было организовано в 1992 году путем выделения из состава имущественного комплекса Костромского электромеханического завода (КЭМЗ). Специализация КЭМЗ – производство накопителей на жестких магнитных дисках к ПЭВМ, выпуск которых в 1993 году полностью прекращен из-за морально устаревших технологий.
С 1993 по 1995 г. предприятие занималось производством товаров народного потребления и выполнением работ по отдельным договорам. В 1995 году “Пегас” начинает сотрудничество с Заволжским моторным заводом, предлагая механическую обработку деталей для малых серий двигателя 3МЗ-406. Не забыв о своем происхождении завод приступил к освоению электронных компонентов, став поставщиком элементов микропроцессорной системы управления ДВС. В 1996 году предприятие начало поставки на Заволжский моторный завод комплектующих к двигателям: регулятор холостого хода, датчик синхронизации, датчик фазы.