Много лет назад, оказавшись на каком-нибудь приеме в компании двух академиков-экономистов, я поделился с ними своим открытием: основой экономики является доверие людей друг к другу, механизмов рынка и институтов власти. И услышал, что открыл Америку: для экономистов это очевидная истина. Поскольку на славу первооткрывателя я не претендовал, порадовался и укрепился в сознании важности профессионального наблюдения за этой основой и влияющими на нее факторами.
Хочу поделиться последними данными на этот счет. ВЦИОМ представил результаты нового исследования общественного доверия, проведенного в декабре 2023 года, по сравнению с аналогичными данными, полученными пять лет назад. Было опрошено 1600 россиян от 18 лет. На основной вопрос, можно ли доверять большинству людей, положительно ответили лишь 25% опрошенных, в то время как 71% склонны быть осторожными в отношениях с другими людьми.
Помимо прямого вопроса о преимуществе доверия или осторожности в отношениях с другими людьми задавались два косвенных: «Как вы думаете, большинство людей попыталось бы обмануть вас, если бы им представилась такая возможность, повели бы себя честно?» и «Как по вашему мнению, люди чаще всего стремятся быть полезными другим или думают только о себе?». В ответах на вопрос о честности соотношение тех, кто думает о людях лучше и думает о них, хуже оказалось в пользу первых (48% до 37%), на вопрос об альтруизме и эгоизме – в пользу вторых (37% до 43%).
Какие признаки больше всего разделяют людей по уровню доверия? Социологи выяснили, что главным является уровень благосостояния. Люди с низким доходом доверяют другим в два раза реже тех, у кого он высок. И на треть чаще, чем в среднем все опрошенные, считают большинство людей мошенниками, на четверть чаще – эгоистами. Исследователи объясняют это тем, что более обеспеченные имеют преимущества в уровне образования, социальном статусе и широте коммуникаций, позволяющих им находиться среди людей, больше заслуживающих доверия. Для меня, однако, здесь более важно обратное направление причинно-следственной связи: большего благосостояния в жизни достигают те, кому более свойственно доверять другим людям.
Следующий по силе влияние фактор – возраст человека. Признаюсь, для меня оказалось неожиданным, что наименее доверчивая молодежь, и чем старше возрастная группа, тем больше в ней доверчивых. Готовы доверять большинству людей только 17% молодых (от 18 до 25 лет) и 28% пожилых (60 лет и старше), в то время как настроены на осторожность в отношениях с другими 81% молодых и 65% пожилых людей. Мне было бы проще поверить в противоположное, но факт именно таков, что отношение числа доверчивых к мнительным среди пожилых людей вдвое выше, чем среди молодых.
О чем это говорит? Психологи считают, что базовое доверие или недоверие к миру формируется у человека в первые три года жизни как реакция на поведение отца, к которому он больше всего привязан. Как правило, матери. Значит, существенно низшее доверие у рожденных в 1998–2005 годах по сравнению с теми, кто родился раньше, особенно до 1960-х, свидетельствует о таких особенностях поведения их родителей в тот период, которые могли сформировать у большинства установок меньше доверять людям и чаще подозревать их в склонности к обману и эгоизму.
При этом пятью годами ранее, когда в младшую группу опрошенных входили родившиеся в 1993–2000 годах, уровень их доверия к людям и оценки их честности и стремления помогать другим были намного ниже, чем в опросе прошлого года. В последнем опросе значительная их часть оказалась в составе группы 25–34-летних, и именно эта группа проявила максимальное недоверие к честности большинства людей и их готовности помогать кому-то.
В декабре прошлого года ВЦИОМ провел также очередной замер своего ежемесячного индекса потребительского доверия, который рассчитывается по ответам на вопрос, сейчас ли хорошее время, чтобы делать большие покупки. 28% опрошенных потребителей ответили, что скорее хорошее, 49% — что скорее плохое, остальные затруднились с ответом. Но я предпочитаю здесь рассказать о другом показателе — индексе потребительской уверенности (ИПУ), который ежеквартально рассчитывает Росстат на основе результатов опроса 5 тысяч взрослых граждан из всех регионов страны. Граждан спрашивают об изменении их личного материального положения, а также об экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок и благоприятности условий для сбережений. По каждому из этих четырех показателей количество отрицательных оценок вычитается из числа положительных, ИПВ рассчитывается как среднее значение этих разниц.
По динамике этого индекса можно учить новую историю России. Первый же опубликованный ИПУ за четвертый квартал 1998 года составил минус 58, и это не должно удивлять, потому что он измерялся на пике последствий дефолта, объявленного российским правительством. К четвертому кварталу следующего года он поднялся до минус 35, еще за год до минус 17. В следующие четыре года он колебался в диапазоне минус 10-13, а в 2005-2007 годах вырос до минус 3-7, причем иногда даже имел положительные значения . Но в 2008-2009 годах опустился до минус 20. Это пришел к нам мировой финансовый кризис, начавшийся с краха ипотечного рынка США.
В дальнейшем ИПУ снова восстановился до уровня минус 7–11 до последнего квартала 2014 года, когда после присоединения Крыма и начала внешних экономических санкций против России он опустился до минус 18, а еще за год до минус 26. А затем снова подъем до минус 13 в. В 2019 году новое падение до минус 26 в условиях пандемии и вызванных ею ограничений и неопределенности. В 2021–2022 годах индекс держался на уровне минус 23, но наконец-то хорошая новость: в четвертом квартале 2023 года ИПУ поднялся до минус 13.
Следует еще отметить, что этот индекс всегда имеет значение заметно выше среднего у самой молодой из трех групп, выделяемых Росстатом, опрошенных (до 30 лет) и ниже среднего у старшей из этих групп (50 и старше). Так, по последним данным за четвертый квартал 2023 года, у молодежи ИПУ составил минус 8, в то время как у старших минус 16. То, что молодые потребители, несмотря на присущий им более низкий общий уровень доверия к миру, экономически увереннее пожилых, легко объяснимы психофизиологическими. . особенностями каждой из этих групп. Однако мне кажется, что причина не только в возрастном понижении оптимизма и позитивности восприятия жизни. Выявляется здесь и историческая специфика нашей страны — подавляющее большинство граждан входят в старший возраст, не имея таких сбережений, которые могут обеспечить их уверенность в пожизненном материальном благополучии.
Не очень надеясь на собственные экономические возможности, многие требуют от государства остановить рост цен (как главную угрозу их материальному благополучию со стороны корыстных предпринимателей). Действительно, в соответствии с законами цены на товары и услуги самостоятельно…