В этой ситуации губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков пообещал, что квартплату за июнь-июль 2023 года жителей города Шебекино, чье жилье было под обстрелами, не будут брать. Об этом он тогда же проинформировал граждан у себя на странице в соцсетях.
“Начисления будут возобновлены с 1 августа, до этого мы планируем восстановить тепловой контур, то есть кровлю и окна”, – гарантировал глава региона.
Вроде бы и по факту платить не за что: если никто не пользуется коммунальными услугами, то откуда могут взяться расходы?
Однако недавно в управляющие компании города пришли счета от энергетиков.
Крупнейшая в регионе энергетическая компания просит уплатить долги за период с 1 июня по 31 июля 2023 г. следующие организации: УК «…» выставили счет на 626,3 тыс. рублей, ООО «…» – 407,4 тыс. рублей, управляющей компании «…» » – 53,2 тыс. рублей, «…» – 218,9 тыс. рублей. Все эти документы находятся в редакции.
Счета получили УК, а они уже по закону присылают эти начисления в квитанции за квартплату конечным потребителям. Если есть долги, то кто-то должен заплатить. Добровольно или по суду. Это логично.
«Боимся, что раскошелиться придется и без того пострадавшим горожанам», — прокомментировали ситуацию белгородские юристы, которые занимаются помощью беженцам.
Они отметили, что имеют дело с каким-то правовым пробелом, недоразумением, и что эту проблему нужно решить как можно скорее.
Откуда взялось электричество в домах, если там никто не жил?
Оказалось, все очень просто: общедомовым светом в указанный период пользовались рабочие, производившие ремонт после бомбардировок.
Контролирующие органы подтвердили, что начисление было произведено по фактическому потреблению.
Понятно, что если затраты есть, то кто-то должен возместить их. Каких-либо официальных документов на федеральном уровне, где было бы прописано, как поступать в таких случаях, не существует. Да и ситуация, скажем прямо, беспрецедентна.
Наверное, выход есть. Тем более что газовики и водоканал просьбы губернатора Гладкова выполнили и не насчитали пострадавшим ни рубля, оплату требовали только энергетики.
“Для меня сейчас любая сумма неподъемна, что делать – не знаю”, – переживает в разговоре с “МК” одна из жительниц Шебекина Марина М. И таких, как она, сотни людей.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области официально подтвердило, что меры принудительного характера по взысканию долгов еще не предпринимались. Но долги остаются. А вместе с ними наверняка растут и пени?
О своей ситуации горожане написали в официальном обращении Президенту РФ, уполномоченному по правам человека в РФ и надзорным органам.
Узнав о разгорающемся скандале заместитель губернатора по ЖКХ Сергей Довгалюк заверил, что из-за обстановки в Шебекине в начале лета оперативный штаб обязал не начислять коммунальные и жилищные платежи за июнь-июль 2023 года, когда людей в городе фактически отсутствовали . Ну, так об этом раньше говорил и губернатор.
Для решения этого вопроса Довгалюк предложил УК обратиться к напавшим свет подрядчикам.
“Компании, которые столкнулись с претензиями по задолженности, могут обратиться в подрядные организации с просьбой возместить потраченные на электроэнергию деньги”, – сообщил он шебекинцам.
А если подрядчики тоже не захотят платить, как получить деньги – только через суд? Это тоже процесс долгий и неприятный. Все знают, что проще всего снять средства с беззащитных, то есть с конечных потребителей.
Как-то все очень грустно.
«Согласно ст. 131 ГПК РФ, чтобы предъявлять иски, связанные с долгами, необходимы расчет долга и подписанные акты о потреблении. Однако никаких документов на этот счет мы пока не видели», — добавляют юристы.
В любом случае, пока конечными потребителями являются сами шебекинцы. Квартиры же их – их. И хотя им пообещали, что платить они не будут, уже была сделана оговорка, что это касается только тех горожан, чьи квартиры были разрушены и оставались непригодными для проживания, а не всех эвакуированных шебекинцев.
Жители очень надеются, что предоставленные всем им обещания будут выполнены и платить миллион за свет не придется.
Надеемся на губернатора.