Термин “локализация” давно стал обычным. Это, грубо говоря, все то, что мы должны создавать у себя сами, но по ряду причин никак не делаем этого. И вот шанс взглянуть на локализацию по-новому.
Редакция
Госдума приняла законопроект, согласно которому субъекты РФ могут сами устанавливать требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в легковом такси. По сути это – поправка к федеральному закону о такси. Однако реакция была достаточно быстро – причем отрицательная. Возмутились как перевозчики, так и самозанятые таксисты.
Причина недовольства ясна: переход на локализованный транспорт не утешил никого. Поэтому суть требований – от отмены законопроекта до субсидирования приобретения локализованных машин. Если сегодня, грубо говоря, все ездят, на чем хотят, то после принятия соответствующего закона для такси можно будет закупать либо автомобили стоимостью более 4 млн рублей (а где взять деньги?), либо машины с определенным уровнем локализации. Для подсчета этого уровня прикидывают количество баллов, начисляемых за технологию и детали русского происхождения. В идеале нужна наша марка, созданная в режиме полного цикла производства. А этому критерию, как ни смешно, сегодня не отвечают даже «москвичи». Остаются “вазомобили”, тульско-китайские “хавейлы” (!) и можно смеяться! – УАЗы! Последний вариант с шашечками должен выглядеть очень забавно. Непонятно, кто при таком выборе больше разозлится – таксист или его пассажиры?
Как считают баллы? Приблизительно так: до 31 декабря 2025 года требуется не менее 1000 баллов, с 2026 года – не менее 2000, с 2028 года – не менее 3000. Для справки: «Веста» имеет от 4000 до 4500 баллов – в зависимости от модификаций. Основную долю могут дать штамповку деталей кузова, сварку и покраску – это примерно 1000–1200 баллов. А вот наш любимый крупноузловой сборник не дает и тысячи баллов. Еще известно, что увеличена ценность электронных компонентов российского производства.
Впрочем, идея неплохая – как еще помочь нашим автозаводам? В Тольятти с удовольствием начали клепать машины с шашечками – хоть сотню тысяч в год. В любом случае отверточная сборка – это какая-то игра в детский конструктор для взрослых дядей. Стране требуется нормальная сборка уровня CKD, а не ее показательная имитация перед телекамерами. Но проблем с локализацией в мире такси будет много. К примеру, таксисту хочется ездить машиной с автоматической коробкой. Но пока только Китай нам в помощь с его хавейлами. Вазовская “Веста” с вариатором – где она?
Другая проблема, хоть и решаемая, это переналадка всего хозяйства таксопарков под другие модели. Подержанные машины, в любом случае, можно будет использовать, но, с появлением новых, придется обслуживать и то, и другое: логистика очень усложнится. И совсем не хочется думать о Дальнем Востоке, где все настойчиво ездят на подержанных «праворульках». Как пересадить местных таксистов на вазомобили, не вызвав их массового недовольства, пока неясно.
Впрочем, таксистов вообще ни о чем не спрашивали. А поддерживать спрос на отечественную продукцию нужно. Но ответить такая инициатива может ростом стоимости услуг таксомоторов. А этого лучше не допускать.
Редакция рекомендует: