Страны Евросоюза закупили у России нефти и газа на €29 млрд 2023 года. Объем снизился в 2,9 раза по сравнению с 2022-м, следует из данных статистической службы Eurostat. С одной стороны, выходит, что взаимодействие в энергетической сфере стран Запада и РФ продолжается, несмотря на многочисленные санкции. С другой, столь сильное падение не могло остаться без экономических последствий. Смогла ли Россия переориентировать нефтегазовые потоки и насколько эффективно? Как ситуация с падением доходов от нефтегазового экспорта отражается в отечественном бюджете и с какими показателями мы закроем 2024 год? Эти и другие вопросы МК адресовал специалистам.
– Оцените масштаб потерь для России от снижения нефтегазового экспорта в Европу. Можно ли назвать понижение объема экстремально резким? – спросили мы руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева.
– В 2022 году Россия заработала более 90 млрд евро на поставках нефти и нефтепродуктов в ЕС, – ответил эксперт, – По итогам прошлого года, российский экспорт в 27 стран ЕС упал на две трети. Что, конечно, может показаться заметным падением – однако важно понимать, что и 2022 год был в этом плане аномальным.
-Сокращение было ожидаемо и часть экспортных потоков России удалось переориентировать. Можно ли оценить их долю? По каким направлениям сделала ставку Россия?
– Доля Евросоюза в товарообороте России снизилась с 36 до 15%, а с дружественными странами выросла с 46 до 77%. Таким образом, по моему мнению, можно говорить о том, что по меньшей мере 20% поставок нам удалось переориентировать. Главным образом, конечно, речь идет о наращивании поставок в Китай, Индию и в целом – в регион Юго-Восточной Азии.
– Объем поставок в Европу в 2024 году будет продолжать сокращаться?
– Безусловно, объемы поставок российского сырья в Европу продолжат сокращаться. Особенно учитывая, что коллективное Запад не перестает усиливать санкционное давление. Однако падение будет уже не столь заметным: во-первых, большие объемы Россия уже переориентировала на дружеские юрисдикции, во-вторых, многие страны ЕС тихо саботируют, а Венгрия и открыто выступает против новых ограничений. Что позволяет надеяться, что новые санкции также не будут вводиться такими же темпами, как раньше.
– Можно ли считать, что с падением нефтегазового экспорта Россия наконец-то слезла с нефтяной иглы, о чем наши экономисты рассуждали не менее четверти века? – спросили мы главного научного сотрудника Института экономики РАН, доктора экономических наук Игоря Николаева.
— Факт, что нефтегазовые доходы у нас существенно сократились, — сказал Николаев, — Но я бы не стал переоценивать ситуацию и говорить, что мы слезли с нефтяной иглы. На самом деле это еще вопрос. Но мы страна, от природы богатая нефтью и газом. И что теперь нам нужно отказываться от этого конкурентного преимущества? Почему-то никто не называет Норвегию или Саудовскую Аравию «странами-бензоколонками». Просто эти государства показывают, что нужно грамотно распоряжаться своим конкурентным преимуществом.
– Насколько критично с точки зрения всей отечественной экономики сократились наши нефтегазовые доходы?
– Да, наши нефтегазовые доходы ощутимо сократились, но я считаю, что не критично. Российским энергетическим экспортерам удалось перестроить логистику. Такие страны как Индия и в значительной степени Китай заменили объемы других партнеров по импортируемым ресурсам из России. А поскольку нефтегазовые доходы просели, а доходы от обрабатывающих отраслей выросли, то в итоге все получается вроде бы ничего. Но здесь вопрос: насколько эти доходы от обрабатывающих отраслей, в значительной степени заменивших доходы от нефти и газа, могут быть устойчивыми? Боюсь, что с этим как раз будут проблемы. Если не в 2024, то в 2025 году мы вполне сможем их почувствовать.
– Каков ваш прогноз по экспорту российского сырья в Европу на 2024 год? – адресуем вопрос ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
– Скорее всего, объем продаж российского газа в страны ЕС, выраженный в долларах, будет в 2024 году меньше, чем в прошлом, даже при сохранении прежних объемов экспортируемого топлива, – сообщил эксперт, – Судите сами: если в начале 2023 года Европа покупала у России газ по $500-600 за тыс кубометров, то к началу 2024-го она снизилась до уровня $300-350 долларов. И, скорее всего, в течение всего этого года стоимость российского газа будет столь же невысокой.
Кроме того, велика вероятность того, что Украина под давлением США полностью перекроет транзит газа из РФ через свою территорию, не дожидаясь окончания контрактов, истекающих в конце этого года. Между тем, в прошлом году Россия поставила в Европу через Украину 14,5 млрд. кубометров газа, то есть более половины общего объема экспорта в ЕС, который составил 27-28 млрд. кубометров.
– А каковы перспективы нашего нефтяного экспорта в Старый Свет?
– Пока что цена российской нефти держится на достаточно высоком уровне – около 80 долларов за баррель. Но в течение текущего года возможны колебания как в одну, так и в другую сторону. Соответственно, и доходы РФ от поставок нефти за границу могут как возрасти, так и упасть. Стоимость топлива может возрасти в случае разрастания конфликта на Ближнем Востоке, особенно если Иран втянется в конфликт с США и перекроет Ормузский пролив, через который проходит 20% мировой торговли нефтью.
– А если этого не произойдет?
– Тогда ситуация на рынке нефти стабилизируется, и стоимость российской марки может снизиться до $70 за баррель, поскольку ряд стран, не входящих в ОПЕК+, планируют нарастить добычу нефти. Это может негативно отразиться на финансовых результатах российского нефтяного экспорта в 2024 году.