Названы риски от этой инициативы: возможны расходы при обращении в суды
Законопроект, в котором предлагается изменить форму отправки уведомлений по счетам за услуги ЖКХ с бумажной электронной почтой, был одобрен Комиссией Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан. Альтернативный вариант направления платежек в электронном виде возможен при наличии заявлений владельцев. О том, кому выгодно этот документ и чем рискуют россияне во время его реализации, рассказали эксперты.
В Госдуме предложили внести поправки в Жилищный кодекс для того, чтобы информировать россиян об оплате за коммунальные услуги и капремонт в электронной форме, а не в привычной бумажной. Документ уже одобрил профильный комитет по строительству и ЖКХ. Это означает, что принятие документа не находится за горами.
Однако независимые эксперты разошлись во мнениях о том, каким будет эффект от реализации этого предложения. «Это очень правильная инициатива, поскольку владелец сможет сам выбирать, в каком виде ему получать платежный документ, — считает старший партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. — Предложение доставлять платежки в электронном виде не отменяет того, что может существовать бумажная версия. Поэтому перейти на электронный вариант смогут только те, кто хочет и напишет соответствующее заявление». Для тех, кто не может или не желает принимать квитанции в электронном виде и оплачивать их, платежи останутся бумажными. Поэтому, уверена юрист, это решение не несет вообще никаких рисков для граждан, а наоборот позволит оптимизировать документооборот и сэкономить ресурсы из-за сокращения количества бумажных бланков.
Как напомнил эксперт проекта „Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук, это не первая попытка властей перейти на электронные квитанции так, чтобы можно было выставлять их через платформу ГИС ЖКХ. Однако пока, по его мнению, ни граждане не созрели до такого шага с точки зрения их цифровой культуры, ни сами компании, не столь продвинутые, чтобы выставлять все счета и принимать все оплаты электронным образом. «Я бы выделили три категории россиян, которым очень нужны электронные квитанции: во-первых, это граждане, которые не проживают в своей собственности, а находятся за городом, в другом регионе или даже стране, — отметил эксперт. — Для них этот сервис очень удобен. Во-вторых, это экологические активисты, призывающие экономить бумагу и бережно относящиеся к деревьям. Третья группа — это молодые владельцы жилья, которые пользуются любыми цифровыми сервисами и готовы использовать такие же возможности для оплаты счетов по ЖКХ». Однако с точки зрения других потребителей бумажные квитанции являются более традиционным способом получения информации и более безопасным с точки зрения неправомерных начислений. Сегодня если собственник видит, что ему произошли сомнительные или ошибочные начисления, он берет архив квитанций, чеки об их оплате и отправляется в суд. Мировой судья принимает это в качестве вещественных доказательств и выносит решение в пользу гражданина. Если же гражданин будет пользоваться электронным способом выставления документов, ему придется нотариально удостоверять распечатки из личного кабинета, предупредил Склянчук.
«Я отрицательно отношусь к подобным инициативам – это вульгарное понимание цифровизации, когда ее пытаются засунуть везде, где можно, – вступает в полемику глава Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин. — В этом предложении легко увидеть и материальный интерес. У тех, кто предлагает этот проект, интерес состоит в том, чтобы сократить расходы, ликвидировав обязанность предоставлять платежки в бумажном виде, хотя сейчас она гарантирована Жилищным кодексом». Однако желаемого удобства для всех добиться не удастся. Несмотря на то, что у нас в стране интернет существует уже 30 лет, его проникновение в определенные слои населения — например, среди пенсионеров, стариков, людей предпенсионного возраста и всех, кто по разным причинам не «на ты» с технологиями — оставляет желать лучшего. По статистике, привлечение граждан к использованию ГИС ЖКХ составляет менее 3%. Можно сказать, что до 10% пользователей смогут спокойно освоить эту технологию. Большинство же испытывает трудности, раздражение и другие негативные эмоции. В результате предложенное нововведение может привести к росту напряженности в обществе, увеличению задолженности, ощущению, что граждан снова вовлекают в какую-то авантюру, уверен эксперт.