Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что по полному поводу абсолютное будущее. Но на осознание этого ушло более ста лет.
Денис Орлов
Еще в 1930 году профессор Иван Васильевич Грибов, один из самых уважаемых автомобильных экспертов молодой советской республики, писал: “Передача на все четыре колеса очень ненова”.
Но начать хотелось не с того. В студенческие годы одной из моих любимых книг стала случайно купленная в фирменном магазине издательства «Машиностроение» на Петровке «Шасси автомобиля. Типы приводов Альфреда Пройкшата. В отличие от печальных советских учебников, приобретение изобиловало большими иллюстрациями, в том числе так называемыми «рентгенами» (этого слова я еще, правда, не знал). Рассматривать их было одно удовольствие. Содержание книги наглядно демонстрировало пропасть между нашим и западным автомобилестроением.
Садясь сейчас за рассказ о полном приводе, я снова раскрыл изрядно потрепанного временем «Пройкшата» и только теперь обратил внимание на то, что почему-то ускользало от моего внимания раньше: переводил книгу с немецкого Владимира Ивановича Губа! Неужели?
Инженер-конструктор АВТОВАЗа, начальник конструкторско-экспериментального отдела спортивных и специальных автомобилей, где в том числе в 1985 году была построена и первая в нашей стране полноприводная раллийная машина — ВАЗ-29084 («9» в отраслевой нормали обозначений советских автомобилей) отводилась спецмашинам.
ВАЗ-29084, среднемоторная и полноприводная, создавалась в соответствии с требованиями FIA к автомобилям группы «Б». Автомобиль стал известен как ВАЗ-2108 4х4 «Ралли». Для омологации нужно выпустить в открытую продажу не менее 200 таких машин – условие, выполненное, например, фирмой Peugeot, разработавшей раллийную Peugeot 205 Turbo-16. Шикарный рентген этой машины и отдельно – ее трансмиссии – поместил в свою книгу Пройкшат. К сожалению, в конце 1986 года FIA закрыла группу “Б” из-за ряда аварий. Хотя это было объяснение «для галочки». Настоящая причина скрывалась в другом — слишком забежали вперед создатели этих машин. Гонки обязаны провоцировать энтузиазм покупателей, а производителей полностью устраивал устойчивый спрос на моноприводные тачки.
Вообще, забегать вперед – лозунг конструкторов полноприводных машин. Ведь это всегда сверхзадача сделать не так, как у большинства. К тому же стоит углубиться в историю, чтобы убедиться, как прав был профессор Грибов в 1930 году: не такая уж новая штука, этот полный повод! Нет, конечно, большинство из нас слышали о «джипе», а кто-то даже о полноприводных тягачах времен Великой войны (так в те годы называли Первую мировую). И все же. Самый самодвижущийся полноприводный экипаж на проверку окажется еще и водоплавающим, а из следующих за ним два — еще и со всеми управляемыми колесами!
Напрашивается аналогия с детскими рисунками. Сколько у них непосредственности! Ребёнку не известны запреты, он просто не знает, как правильно и как неправильно рисовать. Это потом ему расскажут о композиции, перспективе, светотене, о том, какие цвета можно смешивать, а какие нет. В результате ребенку станет скучно, и он забросит рисование. Вот и конструкторы на заре транспортной эры с детской непосредственностью бросались решать интересные задачи, не зная, насколько они сложны! Они забегали вперед, даже не подозревая, как далеко!
А препятствий на этом пути ждало конструкторов ничуть не меньше, чем неровностей на бездорожье, где такие машины предполагалось эксплуатировать. Если полистать справочники конца 1920-х – начала 1930-х годов, у них едва ли не главной проблемой полноприводных автомобилей называется передача вращения управляемым колесам. Создав ШРУСы, с этим справились. Но это были еще семена! Гораздо более серьезной была проблема, сформулированная академиком Евгением Александровичем Чудаковым как «циркуляция паразитной мощности в механизмах бездифференциального автомобиля». Явление вызвано тем, что по неровной дороге или при движении по кривой колеса проходят неодинаковое расстояние. Чудаков облегчает схему к неожиданной модели: это как если насадить на одну ось колеса разного размера. Чем больше радиус качения, тем больший крутящий момент способно передать колесо. А пока оно его передает, меньшее колесо уже…