Как там говорил Иван Александрович Хлестаков? «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры. Курьеры… Можете представить себе, тридцать пять тысяч курьеров! Почти два столетия прошло с событий бессмертного гоголевского Ревизора, а читается как иллюстрация сегодняшней жизни. Люди в желтых или зеленых форменных костюмах и с необъятными коробами за спиной являются непременным атрибутом современных русских мегаполисов. Спрос этих работников растет, заметно опережая предложение и усугубляя кадровую нехватку. По подсчетам, в 2024 году дефицит курьеров в стране может составить отнюдь не тридцать пять, а почти на порядок больше – 300 тысяч человек.
С конца 2023 года количество соответствующих вакансий выросло на 25%, сейчас недостаток составляет примерно 140 тысяч человек на рынке. На сегодняшний день по России работает более 1 млн. курьеров, говорится в исследовании сервиса доставки Restomania. Авторы связывают непростую кадровую ситуацию с двумя обстоятельствами — с развитием сектора электронной коммерции и с более загруженным графиком у граждан, предпочитающих заказывать доставку на дом, — «очень много ресурсов идет на рабочие и бытовые процессы, поэтому становится все труднее лично посещать магазины и рестораны».
Еще вывод: средний возраст курьеров заметно увеличился. «Раньше идеальными кандидатами считались мужчины от 18 до 45 лет. Но теперь на курьерскую службу стали принимать женщин, студентов и пенсионеров, количество последних составляет 20%», – пишут исследователи. Средняя зарплата курьера в стране в 2024 году сервис оценивается в 73,8 тысячи рублей. Кроме того, по его данным, в топ-5 городов по количеству вакансий входят Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Нижний Новгород.
Надо сказать, что с деятельностью курьеров связано несколько устойчивых стереотипов и ложных представлений. К примеру, считается, что все они получают более 100 тысяч рублей в месяц. На самом деле цифра в вакансии далеко не всегда равна реальным доходам конкретного человека. Зарплата работника службы доставки, как правило, почасовая и состоит из многих факторов по сложным формулам. Ведь есть еще штрафы, есть холодный расчет работодателя, который предусматривает челночную активность по 14-16 часов в сутки почти без выходных. Это тяжелый физический труд, который по плечу далеко не каждому.
По данным одного из рекрутинговых сервисов, в начале 2024 года средняя зарплата курьеров в России достигла рекордных 112,5 тысячи рублей. Среди лидеров по найму – логистические компании и операторы услуг по доставке, а также розничные сети и маркетплейсы. В другом же сервисе аналогичного профиля средний размер зарплатных предложений в 2023 году определили в 95 тысяч рублей (рост на 30% по сравнению с 2022 годом). Там отмечают, что для курьеров существуют разные формы занятости: частичная, посменная или полная. Это также влияет на уровень заработка.
Важна также оперативность выполнения заказов. Скажем, пеший доставщик за час физически не успеет разнести более двух-трех заказов, в то время как на автомобиле и велосипеде можно сделать 4-5 “ходок”. Велокурьеры зарабатывают на 35% больше пеших, имеют приоритет в получении самых дорогих заказов. Правда, у них нет возможности работать круглый год из-за обилия снега и гололеда.
В среднем сегодня курьер доставляет по 20 заказов каждый день. 89% работников этой сферы – мужчины (особенно заметный гендерный перекос в сегменте доставки продуктов, где приходится носить тяжести). Средний возраст – от 18 до 36 лет, более 75% опрошенных имеют образование. Что касается гражданской собственности, более половины курьеров в целом по стране (56%) имеют паспорта РФ. В городах-миллионниках картина принципиально иная: в Москве в Санкт-Петербурге россиянами являются немногим более 20% сотрудников служб доставки. Остальные – трудовые мигранты. По словам экспертов, это связано с меньшими доходами и, соответственно, более высокой потребностью в дополнительном заработке жителей регионов, малых и средних городов.
«Взрывной рост спроса на курьеров произошел весной 2020 года, когда началась ковидная пандемия, – говорит член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. – Но когда карантинные ограничения были сняты, спрос не только не упал, но и продолжал расти. Правда, возникают вопросы, касающиеся экономической и правовой сторон их деятельности. Мало того, что условия труда курьеров достаточно тяжелые, в этом секторе практически нет трудовых договоров: занятость часто носит неформальный характер, поскольку работодатели экономят на социальных отчислениях. Соответственно, у людей нет никаких гарантий относительно продолжительности рабочего дня, у них нет ни оплачиваемых отпусков, ни больничных. Да, они могут самостоятельно определять свой график, но если в конторе потребуют выйти на линию, отказаться сложно — велик риск остаться в дальнейшем без заказов».
Впрочем, отмечает Кудюкин, для многих это единственный шанс приобрести занятость: здесь не нужно какой-то особой квалификации, нужна только физическая выносливость, умение ездить на велосипеде или на автомобиле — и то не всегда.
«Я не очень понимаю, откуда на рынке труда может возникнуть такой большой дефицит курьеров – 300 тысяч человек, – не скрывает скепсиса профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – Маловероятно, что к концу года сфера интернет-торговли вырастет вдвое по сравнению с текущим уровнем. Более того, есть данные, что многие потребители возвращаются в практику офлайновых покупок, особенно хорошо это видно в продовольственном сегменте. Из-за высокой стоимости доставки закупаться через интернет сегодня чаще всего дороже, чем физически в магазине. Кроме того, при доставке продукты иногда бывают не лучшего качества».
Курьеры – атрибут преимущественно мегаполисов, городов-миллионников. В малых и средних городах, где уровень доходов ниже, мало кто заказывает онлайн. Там люди по-прежнему сами ходят в магазины, на рынки (которые своих курьеров не держат), поскольку это дешевле, рассуждает Зубец.
«Критической нехватки курьеров не будет, не стоит всерьез этого опасаться, – говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. – спрос на услуги растет в связи с активным развитием рынка электронной коммерции. Работа подразумевает частичную занятость и очень гибкий график – что вместе с возросшей оплатой труда делает профессию идеальной подработкой для всех: от студентов до пенсионеров».