С уходом западных автопроизводителей с возникшего российского рынка вакуум довольно быстро заполнили китайские компании. Безусловно, есть среди них и те, кто успешно работал в России еще с двухтысячных лет, но все же большинство китайских брендов либо вернулись на освободившуюся «поляну» после предыдущих безуспешных попыток закрепиться, либо вовсе пришли впервые. Их количество продолжает расти, но скоро этот процесс пойдет обратно. По крайней мере, так считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Сейчас на российском рынке есть примерно 60 брендов китайских автомобилей, включая поставляемые неофициально. А среди тех производителей, которые представлены «в белый», динамика следующая. По данным РОАД, в 2021 году насчитывалось четыре российских бренда легковых автомобилей, 14 китайских и 42 автобренда из других стран; В 2022 году осталось пять российских и 11 китайских. Зато уже в 2023 году количество брендов выросло до 27: семь российских и 20 китайских. Прямо сейчас, по данным РОАД, в России официально представлены семь российских и 30 китайских марок.
Но уже совсем скоро все может измениться, ведь наш авторынок снова станет высококонкурентным, а от китайских компаний потребуются дополнительные инвестиции, чтобы удержаться на нем. Лишь некоторые из них готовы пойти на это, а выиграют те, кто сможет в короткие сроки достичь рентабельного объема продаж. Глава РОАД выразил уверенность, что «через несколько лет из всех этих 60 брендов останется всего 10—20».
В таких подсчетах есть парочка спорных моментов. Логично, что «серовозы» как пришли, так и уйдут. Но главное, что в этом анализе учитывались именно бренды, а не настоящие автопроизводители из Поднебесной. К примеру: только у компании Chery есть сразу шесть брендов в России, и на подходе седьмой. Пока же за первые два месяца 2024 года китайцы заняли уже 56% рынка новых автомобилей, хотя в прошлом году было 52%.