Эксперт Волк: «То, что происходит на рынке, можно назвать вседозволенностью со стороны маркетплейсов»
Похоже, для так полюбившихся городскому населению России маркетплейсов наступают не самые простые времена. В Госдуму внесен новый законопроект об их регулировании. Тем самым государство делает очередную попытку установить хотя бы относительный контроль над этой весьма специфической сферой, до сих пор жившей своей тайной, во многом волюнтаристской жизнью.
Законопроект, который должен вступить в силу 1 марта 2025 года, определяет права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Он вводит общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. Как говорится в записке объяснения, «необходимо восполнить пробелы в законодательстве, способствующие монополизации рынка».
Документ, в частности, вводит запрет на требование с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи. Также возникает обязанность проверять возраст покупателей при продаже товаров определенного вида, не допускать размещения информации о товарах, оборот которых в России запрещен или ограничен. Вводится норма, когда правительство сможет обязать маркетплейсы маркировать отдельные товары.
Особые правила касаются только двух «значительных» интернет-площадок – Wildberries и Ozon. В январе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочла их коллективными монополистами с долей рынка 80%, а в Госдуме заговорили о необходимости ограничения пунктов выдачи товаров, купленных онлайн. Если этот документ будет утвержден, эти два агрегатора не смогут изменять условия договора услуг, каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их не менее чем за 30 дней; навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле.
Предыдущая попытка законодательно «урезонить» маркетплейсы была предпринята в сентябре 2023 года. Группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Инициатива была призвана закрепить юридический статус этого сегмента торговли, ввести ответственность за недостоверную информацию на платформах и некачественный товар, запретить маркетплейс блокировать личные кабинеты партнеров и взимать с последних штрафы без их согласия.
«Новый законопроект нацелен на окончательное устранение первоначальных пробелов, – говорит председатель комитета по развитию инвестиционной среды для бизнеса при Торгово-промышленной палате Москвы Анна Вовк. – Есть западный опыт создания и развития маркетплейсов, и есть российский. Сегодня мы фактически направляемся по пути, уже пройденному Западом. Правовые нормы, существующие на сегодняшний день, не отражают сложившихся реалий. Происходящее на рынке можно назвать вседозволенностью со стороны самих маркетплейсов. Я согласна практически с каждым пунктом в документе, где прописано, как защищать права вышедшего на эту площадку производителя и как права конечного потребителя».
То, как построены отношения производителей и поставщиков товаров с маркетплейсами – это краеугольный камень рынка онлайн-торговли. Прежде всего здесь было огромное белое пятно, а сейчас появилась конкретика: что надо, как и почему, рассуждает Волк. Если вы занимаетесь продуктами питания, то вам должны предъявляться те же требования, что и к торговым сетям. Если вы занимаетесь «клонированием» продукции, сознательно зная статистику продаж, то вы нарушаете закон о добросовестной конкуренции. Маркетплейс не должен продавать тот же товар под своей маркой по более низкой цене и фактически сводя на нет усилия производителя, выбрасывая его за борт рыночной конкуренции. Вообще, все правки, внесенные в закон, продиктованы объективной потребностью участников рынка, считает собеседница «МК».
«В ситуации с маркетплейсами, главное не навредить. Здесь дело тонкое, как в хирургии, – рассуждает независимый эксперт товаров народного потребления Александр Анфиногенов. – Соответственно, все инициативы должны быть тщательно продуманы, во благо потребителей. Онлайн-торговля, органичной частью которой являются маркетплейсы, это сервис удобства, экономии времени и денег. Естественно, таким комфортным для людей способом приобретения товаров государство должно ухаживать, поскольку может произойти всякое, что выйдет за пределы законодательства».
Что касается потребителя, то он, по мнению эксперта, вследствие законодательных изменений ничем не рискует, поскольку весь этот бизнес заточен под него. Ковид многих приучил пользоваться услугами интернет-торговли, отказываться от которых никто не будет. «В принципе, власти могут поставить крест на электронной коммерции, только если по каким-то причинам отрубят интернет», – полушутя резюмирует Анфиногенов.