«В арендованной квартире сидят до последнего, избегая перемен»
В России значительно снизилось количество объявлений о сдаче в аренду квартир. Речь идет, по данным профильных Telegram-каналов, о свободных предлагаемых к сдаче жилых единицах: сейчас в стране всего 44 тысячи соответствующих объявлений. Это почти вдвое меньше, чем в 2020-2022 годах. О причинах ситуации «МК» рассказала Анна Пономарева, руководитель отдела аренды риэлторской компании, специализирующейся на премиум-жилье.
«Снижение предложения вполне закономерно, оно отмечается на фоне повышенного спроса, держащегося в Москве, начиная с лета 2022 года, – отметила эксперт. – Сезон прошлого года стартовал гораздо раньше традиционных конца августа – начала сентября, активизация наступила в июне-июле. Затем спрос продолжал расти, достиг вершины в сентябре-октябре, и даже в зимние месяцы, когда на рынке обычно держится затишье, интерес к аренде был достаточно активным».
По словам риелтора, повышенный спрос образовался, в частности, в связи с ростом ставок по ипотеке: часть потенциальных покупателей жилья, в том числе приехавших в столицу по работе, пока «остаются в сегменте аренды». Похожая ситуация, по-видимому, имеет место и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах, куда люди переезжают, устраиваясь работать.
Нехватка предложения ощущается даже в верхнем (от 250 тысяч рублей в месяц) ценовом сегменте, подтверждает Пономарева. «Во-первых, квартиры, арендованные в последние несколько лет (в 2020 году и позже), в основном не освобождаются: люди предпочитают арендовать их и дальше, – отмечает эксперт. – Если в предыдущие годы наниматели в верхнем сегменте довольно часто переезжали через год-полтора после заезда в квартиру, сейчас такие случаи редки».
Квартиры такой категории, по словам риелтора, сейчас редко сдают даже при отъезде из России: обеспеченные релоканты продолжают вносить арендную плату. «Они время от времени приезжают домой, и окончательно не отказываются от планов возвращения на родину», – комментирует собеседница «МК».
– Второй момент – растущая требовательность нанимателей к качеству жилья, – говорит Пономарева. – Речь идет не только об уровне ремонта, но и об атмосфере, чувстве уюта. Начиная с 2020 года, с отъездом иностранных нанимателей, уволилась часть квартир премиум- и элитного класса, но эти варианты в массе не слишком интересны отечественному нанимателю. Дело в том, что арендаторы-европейцы, соблюдая сложившиеся у них на родине нормы, воспринимают аренду пустой квартиры и готовы перевозить свою мебель. Таким клиентам отлично подходят квартиры с белыми стенами, минималистичные дизайна, практически не обставленные. У российского арендатора такие квартиры спросом не пользуются – наоборот, есть явный запрос на квартиры с качественным, новым, продуманным интерьером, с дизайнерским оформлением, с подобранными картинами, статуэтками, текстилем и т.д.
В результате интересные арендаторам квартиры сейчас сдаются “с первого просмотра”, констатирует Анна Пономарева. Впрочем, в люксовом сегменте ожидается приток новых предложений: владельцы-инвесторы сейчас дорабатывают затянувшиеся из-за волны кризисов ремонты, после чего выйдут на рынок.
Что касается более массового сегмента рынка, то сокращение предложения квартир в аренду может объясняться примерно теми же факторами: арендаторы стали более «оседлыми», подтверждает Дмитрий Борисов, директор филиала сетевой риэлторской компании в СЗАО Москвы. «Благодаря повсеместному внедрению практики залогов, неустойок и выросшей стоимости переездов и ремонтов, теперь смена арендного жилья стала крайне травматической, – подчеркнул собеседник «МК». – Поэтому в съемной квартире сидят до последнего, избегая изменений».
Ряд сделок, по мнению Борисова, может просто уйти в тень: по желанию сэкономить на налогах хозяева квартир и квартиранты могут заключать любовные сделки. А вот насколько такие отношения безопасны даже в среде знакомых – это, как говорится, совсем другая история.