Вероломная позиция по отношению к России заставила власти многих стран возвращать свои активы домой
В последнее время резко уменьшилось количество стран, готовых хранить свое золото на Западе. Таков неожиданный эффект от антироссийских санкций, активно продвигаемых коллективным Западом. Многие государства просто потеряли доверие к нему, как к надежному гаранту их золотых резервов, после замораживания принадлежащих России активов и попыток их конфисковать. У политической и финансовой власти многих стран возник естественный вопрос: если они «наложили лапу» на активы РФ, то что им помешает при том или ином повороте политической ситуации сделать это и с нашими активами – в частности с золотом?
Новая и очень негативная для стран Запада тенденция выявила новое исследование инвестиционной компании Invesco. Оно показало, что 68% глав мировых центробанков сейчас предпочитают хранить золото в своих странах. При этом еще в 2020 году половина из них держала золотые резервы на Западе, хранилища которого считались и самыми надежными в мире, и удобными с точки зрения логистики операций с золотом.
Но с тех пор случилось, что заставило денежные власти многих государств изменить свое мнение о надежности и логистическом удобстве хранения своих золотых резервов. А именно: на волне антироссийских санкций Запад провел демонстративное и юридически ничем не обоснованное замораживание российских активов почти на 300 млрд долларов без судебных решений. И дальше на этом не остановился, а начал активно обсуждать на глазах всего мира процесс их конфискации и самопроизвольного направления на нужды политического руководства западных стран. При таком подходе, как прогнозируют эксперты, к 2025 году уже три четверти или 75% стран полностью переведут золотые резервы в собственные хранилища.
Судя по всему, государства, не относящиеся к коллективному Западу, уже никогда не смогут рассматривать его финансовые структуры – прежде всего в США и Великобритании – как «тихую гавань» для своих резервов. В связи с этим их идет не только золото, но и капитал в других активах. Во всяком случае финансовая статистика фиксирует снижение доли евро как резервную валюту центробанков и средства платежа.
Что касается золота, то мировые ЦБ весь прошлый год активно запасались этим драгоценным металлом, наращивая его долю в резервах и вытесняя доллар. В 2023 году годовые чистые закупки золота мировыми ЦБ составляли 1037 тонн. Объем почти сравнялся с рекордным 2022 годом, когда центробанки приобрели 1082 тонны. Общий спрос на золото в мире с учетом значительных объемов внебиржевого рынка стал в 2023 году рекордным за всю историю и составил 4899 тонн. Между тем, главными покупателями золота в прошлом году стали Китай и Турция – дружественные для России страны, которые за последние два года стали нашими главными партнерами.
При этом желающих хранить золотые слитки на Западе все меньше — доверие исчезло после замораживания российских активов и попытки их конфисковать. Ни у кого нет гарантии, что с ним не поступят так же. Центробанки спешно возвращают драгоценный металл домой, ведь было и такое, что чужое просто не хотели отдавать. Об этом напомнил вице-президент компании “Золотая плата” Алексей Вязовский. По его словам, Вашингтон и Лондон в последнее десятилетие не сторонились «пошалить» с чужим золотом. Еще в 2013 году «Бундесбанк» намеревался забрать у США свои золотые запасы – около 700 тонн. Но ему отказали, причем аудиторов банка даже не пустили в «Форт Нокс» (легендарное американское хранилище золота. – Прим. «МК») проверить, есть ли там эти слитки вообще. Разразился громкий международный скандал, и Америка таки вынуждена была вернуть немецкое золото – но небольшими партиями (до сих пор отдали не все). Затем разразился скандал с Венесуэлой, хранившей драгоценный металл в Банке Англии. Лондон также не пожелал возвращать Каракасу их золото по требованию президента Мадуро. И снова международный скандал и продолжающиеся с 2014 года суды… Своеобразным венцом этого самоуправления стала вопиющая история с замороженными российскими активами, включая золотые.
Не случайно юристы на Западе до сих пор не могут обосновать присвоение российских активов и золота, в частности. Правовых оснований для этого нет, отмечает экономист Андрей Лобода, директор по коммуникациям BitRiver. При этом западные политики не снижают усилий в сфере информационного давления на Москву, придание «токсичности» России как крупному участнику мирового рынка. «Присваивать чужие деньги – любимое занятие на Западе. Недавние скандалы с присвоением резервов в золоте Венесуэлы еще не утихли, реализация негативного сценария в адрес России очень вероятно», – утверждает эксперт.
Но, по его словам, этот процесс имеет и обратную сторону, которая становится впоследствии все более очевидным третьим странам. Западная финансовая система уже несет существенные репутационные и экономические затраты, к тому же сами экономики стран Запада находятся в состоянии неуклонного и длительного упадка. «Очередной цикл кризиса на Западе только начинается – с кражи чужих денег, с ухудшения инвестиционного климата, спада промышленного производства и качества жизни», – говорит Андрей Лобода.
Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, в свою очередь, напоминает, что американский Минфин еще в 2014-2015 годах выступал против идеи конфискации российских активов, и в конце концов ему удалось удержать тогдашнего президента Барака Обаму от такого шага. Все репутационные расходы для американской экономики и доллара были понятны финансовым властям уже тогда. А сегодня, по мнению эксперта, риски гораздо выше, чем градус конфронтации. Позиция Запада по отношению к российским активам ускорит уже идущий процесс дефрагментации глобальной экономики. Убытки от этого терпят и мировые центробанки, отмечает Масленников. Понимая это, они и стремятся вывести свои активы, в частности, золото, к себе домой – из соображений финансовой безопасности.