Свято место пусто не бывает: в 2023 году Россия полностью заместила выпавшую прибыль от поставок нефтепродуктов в страны Евросоюза. Они были проданы на сумму $32,2 млрд четырем крупным покупателям — Турции, Китая, Индии и Бразилии. Но вот вопрос: насколько равноценна эта рыночная альтернатива в условиях неослабевающего санкционного давления, когда затруднены межбанковские платежи по торговым сделкам, а логистика становится для России все более неудобной, непредсказуемой и затратной?
До введения санкций ЕС покупал у РФ нефтепродуктов в среднем на $24,3 млрд в год, а в прошлом году — всего на $3,4 млрд. Вместе с тем четыре дружественных страны – Турция, Китай, Индия и Бразилия – нарастили закупки в 5 ,5 раза по сравнению со средним значением в 2019-2022 годах до $28,8 млрд, подсчитали эксперты РИА Новости. Агентство использовало данные статслужб этих государств, при этом статистика за 2022 год в расчеты не вошла — из-за аномальных колебаний в стоимости и объемах поставок.
Главным покупателем оказалась Турция: Россия поставила ей нефтепродуктов на $11,8 млрд (против $3,4 млрд в среднем за 2019-2021 годы). Далее следуют Китай, увеличивший объемы закупок в 6,7 раза (до $7,3 млрд), Бразилия (в 24 раза, до $5,3 млрд), Индия (почти в 9 раз до $4,5 млрд).
По данным Федеральной таможенной службы и Росстата, в 2021 году Россия экспортировала 144,5 млн тонн нефтепродуктов (мазута, газойля, нефти, бензина) на общую сумму $69,9 млрд. На долю дальнего зарубежья пришлось более 90% поставляемого объема. Основными покупателями стали: Нидерланды ($14,7 млрд), США ($5 млрд), Китай ($3,9 млрд), Турция ($3,8 млрд), Республика Корея ($3,1 млрд), Германия ($2,4 млрд). . , Франция ($2,2 млрд), Мальта ($2,2 млрд), Бельгия ($2,2 млрд), Греция ($2,1 млрд). На страны Евросоюза пришлось 51% всего российского экспорта. В конце ноября 2022 года Брюссель утвердил эмбарго на морские поставки нефтепродуктов из РФ с 5 февраля 2023 года.
«Переориентация на страны Азии, Ближнего Востока и Южной Америки – вынужденный шаг в результате разрыва торгово-экономических связей с Европой, – говорит руководитель департамента по продажам и клиентской поддержке «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. – при этом равноценность рынков сбыта под большим вопросом. Европейский, при прочих равных, более премиален, удобен в плане логистики: за годы сотрудничества построены тысячи километров нефтепроводов, которые значительно удешевляют процесс доставки сырья на НПЗ».
С альтернативными рынками дела откровенно хуже: связи сначала пришлось налаживать в пожарном порядке (останавливать добычу — непозволительная «роскошь»), а сегодня на проблему извилистой и дорогостоящей логистики накладываются всевозможные преграды со стороны Запада. Так, отмечает Шнейдерман, затруднены межбанковские платежи: ситуацию приходится улаживать вручную практически с каждой поставкой. Нарастает валютный дисбаланс в торговле с Индией: на балансе российских компаний скопилась огромная масса бесполезных рупий. В то время как в расчетах с ЕС преобладали евро и доллары — мировые резервные валюты, которые можно использовать везде: и для бизнес-соглашений, и для хождения внутри страны.
«Действительно, доходы, выпавшие от поставок в ЕС, были перекрыты с запасом, – рассуждает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. – Вместе с тем пока рано говорить о том, что вопрос экспорта нефтепродуктов закрыт для России раз и навсегда. Если поставки в европейский регион шли, как правило, по долгосрочным контрактам – то ситуация с лагерем БРИКС отличается непредсказуемостью. Это касается не только нефтепродуктов: Китай, например, параллельно инвестирует в строительство газопровода из Туркменистана. Конкурировать с этим проектом нам будет сложно.
Сегодня в торговле с дружественными странами сложилась схема, выгодная всем участникам и востребованная ими. Как объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Турция (да и другие покупатели) занимается фактическим реэкспортом российских нефтепродуктов: формально оставляет у себя, а фактически перепродает в Европу, в основном страны балканского региона. Поставки идут туда в больших размерах и по стоимости мирового рынка, хотя поначалу продукт был куплен в России с дисконтом. Поскольку санкциями такая практика не запрещена, Турция вне критики и подозрений. Относительно стоимости российских нефтепродуктов, скидка на них никогда не была столь велика, как на российскую нефть: там в 2022 году и начале 2023-го скачки доходили до $35 за каждый баррель.
«Для России удобство состоит в том, что главный заказчик у нее под боком, – говорит собеседник «МК». – Соответственно, не нужно много танкеров и времени: в течение суток отгрузил из Новороссийска, доставил в Турцию, вернулся назад. Европейцы тоже не против: к чему ломать сложившуюся схему, если формально санкции не нарушаются, рядом – крупный поставщик?»
Вопрос не в том, сможет ли Россия продать свои нефтепродукты, а в том, какие будут цены. Пока цены удается удерживать на хорошем уровне, резюмирует Юшков. Конечно, в условиях санкций есть риски финансового характера: как рассчитываться, какой валютой, через какие банки, дойдут ли платежи, до каких расходов это выльется? Но все эти вопросы относятся одинаково к сырой нефти, пшенице и любым другим категориям российского экспорта.