“Уазики” были одним из ходовых экспортных товаров СССР. Особым успехом они имели в Италии. В этом была награда импортеров братьев Марторелли. При этом сам ульяновский автозавод палец о палец не ударил, чтобы улучшить свои вездеходы.
Денис Орлов
— Во время испытаний УАЗ-469, — делился воспоминаниями с корреспондентом А. Евсеевым из Известий главный конструктор производственного объединения «АвтоУАЗ» Лев Адрианович Старцев, — сделали несколько снимков. Их исполнила заводская кинофотогруппа под руководством С. В. Троицкого на небольшом полигоне, построившем перед своим магазином итальянские импортеры УАЗ, братья Марторелли. Когда снимки принесли в издательство, где верстался рекламный проспект УАЗа, там сказали: «Не годится: трюки! Такой автомобиль делать не может».
Советскому человеку рекламные проспекты не были: в частные руки УАЗ не продавали. Точнее, продавали в московской автомобильной «Березке» — двухэтажном валютном магазине напротив главного входа в Новодевичий монастырь. На втором этаже магазина действовала секция, где были разложены красочные внешпосилторговские брошюры, с указанием цен в рублях. Рубли, правда, были не совсем рублями, а особыми рублями: приобрести «уазик» разрешалось исключительно за чеки Внешторгбанка и Внешпосилторга или, как их еще называли, боны и сертификаты. И то не за всякие, а за те, которыми расплачивались с советскими специалистами, работавшими в капиталистических странах, с синей полосой. Бесполосные или, как их еще пренебрежительно называли, болгарские и монгольские чеки в оплату автомобилей не принимали. Сами машины ждали своих будущих счастливых владельцев на открытой площадке возле Центрального стадиона им. Ленина, там, где электроподстанция. Впрочем, торговля шла вяло, поскольку выгоднее было привезти подержанный автомобиль советского производства, тот самый «уазик», из заграничной командировки.
Проспекты нужны были тем, кто жил в обществе чистогана, и по этой тяжелой причине имел возможность выбора между «уазиком», вездеходом легендарной марки Jeep, не менее прославленным Land Rover или, допустим, итальянским Fiat Campagnola.
Поставки автомобилей за границу обеспечивали уверенный приток валюты в СССР. К сожалению, воспитанные на моральном кодексе строителей коммунизма советские граждане с трудом улавливали тонкости ведения бизнеса на гниющей Западе. К тому же низкое качество изготовления и скромный уровень обработки советских автомобилей невозможно было заполнить ни размером набора инструментов, ни непригодной ценой.
Внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» охотно принимало предложения о партнерстве, пусть даже в этих случаях от скудной прибыли с единицы товара оставался совсем пшик. Таких партнеров всячески подобострастно обходили. Их успехи превозносили в советской печати, как собственные. Они всегда были желанными гостями в СССР. Им дарили самых толстых матрешек, самые большие жестовские подносы и миниатюрные палехские ящики.
Именно таким партнером “Автоэкспорта” стала семья Марторелли. Для каждого мальчика СССР, захваченного автомобилями, их фамилия звучала эхом невиданного мира.
В 1916 году Фернандо Марторелли открыл в Риме авторемонтную мастерскую. В 1922 году семья Марторелли стала эксклюзивным импортером Rolls-Royce в Италию. В 1957 году к модной английской марке добавились модели попроще – Rover и, чуть позже, Land Rover. Сыновья Фернандо – Луиджи и Витторио, – основали фирму Marbros («Братья Марторелли»). В 1962 году Луиджи решил перебраться в Милан, а Витторио остался в Риме. Так удалось разделить деловые интересы без ссоры: одному из братьев достался север полуострова, другому центральная и южная часть страны. В дальнейшем фирма одного стала называться Automec Martorelli, а другой Vittorio Martorelli.
Со вездеходами из Ульяновска Марторелли познакомились на пике советско-итальянских отношений, в разгар работ над заводом в Тольятти. Генеральным соглашением между СССР и FIAT, заключенным 15 августа 1966 г. в Москве, предполагалось приобретение итальянской стороной советских товаров и помощь в их продвижении на Апеннинский полуостров. Так сложились предпосылки для продажи вездеходов УАЗ.
Для итальянского покупателя эти три буквы ничего не означали, и тогда был выбран кратчайший путь к горячим сердцам: спорт. А надо сказать, Луиджи Марторелли был упорным энтузиастом езды по бездорожью. Этим увлечением он заразил младшего сына Филиппо и своих племянников Алессандро и Фернандо.
6 января 1972 года у городка Домодоссола под патронажем спортклуба Мадджора состоялось «Первое зимнее мини-ралли» — первое итальянское внедорожное ралли. Стартовало всего 26 экипажей. Победил Луиджи Марторелли на ГАЗ-69М. Успех Squadra Corse Martorelli, так решили назвать команду, способствовал укреплению репутации советской марки. А гонка, больше похожая на кросс (в те годы еще не сложившееся представление об офф-роуд-ралли) настолько понравилась всем, что побудила участников основать Итальянскую федерацию внедорожников FIF (Federazione Italiana Fuoristrada). Случилось это 24 ноября 1973 года. А в 1978 году УАЗ-469Б станет обладателем “Серебряного домкрата” – первого приза чемпионата Италии по автокроссу в Сан-Ремо. Филиппо Марторелли неоднократно в 1985–1992 годах брал призовые места с внедорожной гонки, а в 1992 году станет абсолютным чемпионом Италии.