По прогнозу курса доллара долгое время ориентировались на стоимость нефти, но в последнее время этот показатель работает не столь точно. А что с рынком автомобилей? Здесь также есть свои индикаторы, сигнализирующие о направлении трендов на рынке. Правда, не настолько наглядно, как цена черного золота о курсе валют.
Алексей Вожаков
Несколько лет назад работала эмпирическая формула, получившая название Немцова-Улюкаева. Надо было заложенную в бюджет рублевую цену за баррель поделить на реальную цену бочки нефти в долларах – результатом этих арифметических действий была стоимость доллара в рублях. С авторынком так просто не получится. Как понять, будет ли рынок расти или падать? Так, например, если доля автомобилей Lada за относительно короткий период увеличивается на 25% и более, рынок, вероятно, падает. А вот если доля продукции АВТОВАЗа снижается более чем на 10% при общих равных – это достаточно серьезная заявка на то, что рынок новых легковых автомобилей находится в росте. Но все это справедливо, пока у нас вдруг не вздумают приземлиться черные лебеди: в такой ситуации большинство правил просто перестает работать.
Если в начале прошлого года уважаемые эксперты говорили, что цифра 870 тыс. проданных новых легковых автомобилей и LCV это максимум, то в середине лета динамика продаж настолько ускорилась, что даже аккуратный в своих оценках «Автостат» спрогнозировал 1200 тыс., а то и 1300 тыс. проданных средств передвижения на конец года. В 2023 году новые модели и модификации автомобилей из Китая появлялись как грибы после теплого дождя, и, казалось, эффект отложенного спроса стимулирует дальнейший рост продаж. Но курс валют вырос, за ним потянулась и ключевая ставка, поднявшая стоимость заемных средств до заоблачных высот. А более 40% новых автомобилей у нас покупается в кредит.
В свою очередь, и государство не осталось в стороне, возбудив с повышением утилизационного сбора. С 1 августа за наиболее популярные ввозимые в РФ автомобили он составлял в среднем 300 тыс. руб. А если двигатель ввозимого транспортного средства имеет объем 3,5 литра и более, то раскошелиться импортеру придется уже на 1250 тыс. руб. Конечно, все эти расходы в конце концов лягут на плечи добросовестного покупателя, заметно облегчая его кошелек. Как следствие, осенью рост продаж замедлился. И небывалое дело – дилеры стали понемногу давать скидки на китайские авто, пусть и не грандиозные, но ощутимые. А учитывая, что продажи китайских автомобилей летом перевалили за 50%, а в некоторые осенние месяцы достигли и 60% от общего объема продаж, то будет править балл в 2024 году, естественно, будут именно они.
В этом году нас ждет небывалое количество новинок из Поднебесной, причем многие компании обязательно привезут гибриды и «электрички». Примечательно, что летом к нам «вернулась» Honda, а совсем недавно — Peugeot и Citroen, правда, без широкой огласки, неофициально произведены в том же Китае, но с фирменной гарантией. Такой схемой могут воспользоваться еще несколько брендов. Пока прогнозы продаж на 2024 год строятся очень аккуратно. Авторитетный «Автостат» предпочел подстраховаться, предложив несколько вариантов. Отрицательный сценарий – 900 тыс. новых легковых автомобилей и LCV, базовый – 1300 тыс., ну а если все будет хорошо, то продажи, по оценкам экспертов, могут достичь 1480 тыс. легковых машин.
Поживем увидим. Те, кто откладывал покупку, снова предстанут перед выбором: новый «китаец» с гарантией, отечественный автомобиль, отечественный с «китайским привкусом», транспортное средство, ввезенное параллельными каналами (их количество, скорее всего, сократится), и, разумеется, авто с нескончаемого вторичного рынка.
Редакция рекомендует: