Граждане должны благодарить бюджетный импульс
В 2023 году реальные доходы населения выросли на 5,4%, сообщил Росстат. Прибавка велика и, по оценкам экспертов, полностью соответствует реальному положению вещей. Вот только речь идет о «средней температуре по больнице»: социальных категорий в стране хватает и каждая имеет свою ситуацию с доходами. Своя ситуация и у каждого отдельно взятого россиянина: немало таких, кого этот замечательный тренд миновал. В общем, есть смысл присмотреться к деталям.
В своем годовом докладе о социально-экономическом развитии Росстат приводит следующие цифры: в 2023 среднемесячный номинальный доход граждан составил 50 265 рублей; номинальные доходы выросли на 10,9% (по сравнению с 2022-м); реальные (скорректированные на инфляцию) – на 4,6%, реальные (за вычетом обязательных платежей – на 5,4%).
С этой статистикой плотно стыкуется ключевой макроэкономический показатель, в значительной степени проливающий свет на ее природу. А именно: ВВП за 12 месяцев увеличился на 3,6%, превысив прогнозы ведомств. В частности, в сентябре Минэкономразвития предполагало годовой прирост на уровне 2,8%. Положительная динамика оказалась максимальной с 2021 года, когда на фоне низкой пандемической базы 2022 ВВП вырос на 5,9%. По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, основу этой динамики составляли внутренние ресурсы. В первую очередь – высокий потребительский спрос, обусловленный, в свою очередь, ростом зарплат.
«Росстат собирает данные по отдельным домохозяйствам, которых по всей стране несколько десятков тысяч, – говорит руководитель департамента по продажам и клиентской поддержке «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. – Доходы семей растут неравномерно, причем по разным причинам, но в результате Росстат выводит определенное усредненное значение. Зачастую динамика связана с увеличением объемов социальных выплат, оплаты труда бюджетников и других мерами, осуществляемыми непосредственного государством. Доходы работающих на предприятиях крупного бизнеса также регулярно индексируются, отражаясь в статистике».
А вот ситуация с россиянами, работающими на малый и средний бизнес, не так прозрачна. Вместе с тем, отмечает Шнейдерман, последние два года усилилась тенденция распределения доходов граждан: люди все реже получают зарплату «в конверте». Это обстоятельство может также влиять на повышение официальных показателей.
«Данные от Росстата вполне репрезентативны, – рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – Не надо забывать о колоссальном бюджетном импульсе первой половины 2023 года, с помощью которого удалось снизить тогдашний дефицит бюджета, поистине катастрофический. Эти финансовые вливания, раскочегарив промышленность (прежде всего обрабатывающую), обеспечили рост и в частном секторе. Среди них зарплатный. Плюс были проиндексированы всевозможные социальные выплаты. Кроме того, в течение всего прошлого года на рынке труда нарастал кадровый дефицит, что заставляло работодателей включаться в зарплатные скачки, чтобы привлечь новых работников (или удержать старых) на фоне достаточно высокой инфляции (7,4%)».
Конечно, общая картина далека от цельности. многие в стране вполне справедливо скажут, что ни о каком росте доходов даже и не слышали — их этот радостный момент обошел. В то же время ряд компаний, причем с многотысячным персоналом, по два-три раза в год осуществляют индексацию зарплат на 15%, а в конце года выплачивают сотрудникам премии по 100 тысяч рублей. По мнению Николаева, в 2024-м рост реальных имеющихся доходов продолжится, но меньшими темпами, поскольку не будет бюджетного импульса, сравнимого с прошлогодним.
Вообще, в 2023 году все ожидали падения экономической активности и доходов населения, особенно в четвертом квартале. В результате все произошло наоборот, – напоминает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. – Мне сложно судить, насколько точны росстатовские оценки, но понятно, что динамика роста доходов обусловлена, во-первых, индексированием соцвыплат, во-вторых, вынужденной необходимостью повышать зарплаты из-за нехватки рабочих рук».
По словам Ведева, ключевой вопрос, от ответа на который зависит ситуация с доходами в 2024-м: в состоянии ли экономика и дальше поддерживать темпы роста в 3,6% или же ее ждет стагнация (рост менее 1,5%)? Эксперт считает более вероятным второй сценарий. «Еще и потому, что высокие процентные ставки тормозят кредитную активность практически во всех секторах, рынок ипотеки стремительно деградирует», – говорит Ведеев.