Первая платная дорога была открыта в России в конце прошлого века, а сам закон о регламенте расчетов за проезд и деятельность концессионеров появился вообще через 8 лет. Но и без скоростных автомагистралей граждане успешно передвигались по необъятным просторам нашей страны на личных и государственных автомобилях, причем некоторые очень быстро.
Алексей Вожаков
В начале 90-х имел друг — болгарин, владелец компании по производству и экспорту пиломатериалов в страны южной Европы. Продукцию он доставлял по железной дороге в Болгарию, и уже оттуда она отправлялась заказчикам. Сам же он предпочитал передвигаться по машине. Ваня, так звали друга, был владельцем дизельного Fiat Croma, который на тот момент казался чудом автомобилестроения. Примечательно, что из Питера в Ильичевск, теперь он называется Черноморском (Ильф с Петровым не дожили), Ваня «долетал» за 16,5 часов. Сейчас в это трудно поверить, ведь расстояние составляло более 1700 км. Но Иван гнал, останавливаясь только для залива топлива, заправкам он не доверял, и его основной багаж складывали канистры с предварительно отстоявшей в гараже соляркой. Ехал он преимущественно ночью. Из Ильичевска он всегда отзванивался. Потом грузился на паром — и в Варну. Сейчас эта переправа, конечно, не функционирует. Насколько оправдан был темп этих поездок, сказать трудно, но, слава Богу, серьезных ДТП с Иваном не случалось.
По сравнению с такой поездкой, чуть меньше 700 км от Питера до Москвы и чуть более 800 км от Москвы в Казань платной скоростной трассой кажутся ну если не мелочью, то просто развлекательной прогулкой. Но это летом, а зимой в снегопад? Многие водители, только въехав на платную трассу, считают и очевидно справедливо, что качество покрытия и безопасность передвижения должны быть безупречны даже независимо от погодных условий. А владея современным автомобилем с полным набором систем безопасности, некоторые думают, что деньги и техника — залог их защищенности практически в любой дорожной ситуации. Но когда идет снег, минусовая температура, неочищенное дорожное покрытие, видимость 70 метров, скоростная трасса превращается из комфортной в смертельно опасную ловушку. В снегопад две полосы быстро трансформируются в полторы, узкая обочина естественным путем исчезает. Размышляйте сами – тормозной путь на ледяной дороге при скорости 100 км/ч достигает 200 метров.
В прошлом году на М-11 столкнулся 41 автомобиль, в январе этого года уже более 60, движение на участке остановлено практически в сутки, есть жертвы. Случайность или статистика? Виновником недавней аварии называют пожилого водителя – на задней оси его автомобиля стояли колеса с летними шинами. Но о чем же думали остальные участники движения, выбирая скоростной режим, не отвечающий тяжелым дорожным условиям? И почему спасательная операция растянулась на такой срок? Некоторые эксперты говорят о конструктивных недостатках трассы, отбойниках справа и слева, практически нет обочины и никаких съездов. Но и в европейских странах, где автомобильная культура имеет более долгую историю, идеальных трасс тоже немного. На только что открывшейся скоростной трассе М-12 в снежном плену оказались сотни автомобилей, массовой аварии не произошло чудом. Многочасовое стояние стало серьезным испытанием для нервной системы водителей и пассажиров.
Интересно, что при опоздании поезда, например Сапсана, дирекция скоростного сообщения предлагает пассажирам написать заявление для получения компенсации. А вот с участников движения, попавших в аварию на М-11, не возьмут плату только за проезд по перекрытому участку трассы и насчитают символические бонусы, эквивалентные 10% скидке на поездку по трассе в течение ближайших двух месяцев. Не уверен, что все попавшие в аварию захотят воспользоваться этой «льготой». Правда, многие юристы считают, что перспектива обратившихся в суд водителей о несоответствии качества услуг оператором платной трассы М-11 очень неплохая.
Редакция рекомендует: