В советской печати конца 1950-х писали, что автомобильная промышленность Китайской Народной Республики успешно выпускает автомобили пятидесяти (!) моделей. Автобусы, грузовики и, конечно, легковые машины.
Сергей Орлов
ДЕТИ «Большого СКАЧКА»
Конечно, пресса СССР, мягко говоря, преувеличивала. Тем не менее, в те годы в Поднебесной действительно пытались наладить производство различных машин. Причем не только с помощью старшего брата СССР, но и широко используя западные, даже американские достижения.
Забавно, что в советских газетах и журналах названия китайских машин переводили тогда на русский: ≠ «Оседлавший ветер», «Богатая жатва», «Скачок вперед».
В гонке за крупными автомобильными державами, являющейся элементом так называемого «большого скачка», провозглашенного компартией, и с энтузиазмом начавшейся китайской промышленности, легковые автомобили занимали важное место. Но если грузовой автопром в Поднебесной действительно заложил СССР, то с легковыми моделями все было гораздо сложнее. Хотя и тоже не без советского влияния. Но уже не столь сильного.
ГЕОГРАФИЯ И БИОГРАФИЯ
Официально считается, что первым китайским легковым автомобилем стал малолитражный Цзинганшань, названный местностью, где возникла китайская советская власть. Латинкой это имя писали по-разному: Jingganshan, чаще всего Chingganshan, но иногда даже и Tsinganschan.
Но еще более загадочное происхождение автомобиля. Конечно, он имел заграничный прототип. Его просто не могло быть: сделать полностью оригинальный автомобиль КНР тогда, очевидно, не могла.
Китайская малолитражка была заднемоторной и, как писали, на агрегатах Volkswagen Kaefer. Правда, китайцы указывали на мощность 36 л. с., а самый мощный двигатель Volkswagen выдавал тогда 30 л. с. Но под руководством компартии страна быстро достигала не таких высот.
Ирония, ирония, но по стилистике прямых аналогов у Chingganshan не было. В серию автомобиль пошел в четырехдверном варианте (первый прототип был двухдверным). Но назначали его не для частных владельцев. Продавать машину рядовым гражданам не планировали. Но даже если бы и планировали, у миллионов рядовых китайцев хватало куда более земных и актуальных забот по добыче пищи и одежды. Около полутора сотен Chingganshan отправили работать в такси. Тоже, правда, не самый популярный транспорт в стране.
«ВОЛГА» НА КРАСНОМ ВОСТОКЕ
Советский Союз все-таки оставил след в истории и первых китайских легковых автомобилей. Хотя и не столь значительна, как в летописи грузовиков — строительство «с нуля» крупного автозавода, получившего позже имя FAW.
Пекинский седан Dongfanghong (Дунфанхун – Красный Восток), по сути, был упрощенной копией «Волги» ГАЗ-М21. Каким автомобиль был при рождении точно судить, правда, тяжело. Подробных фото тех лет нет. А сохранившиеся экземпляры (пишут, что их всего три) неоднократно и неаккуратно ремонтировали.
Но в подготовке производства Dongfanghong действительно участвовали инженеры из СССР. Однако в 1960-м, когда отношения между КНР и СССР резко ухудшились, они уехали. Однако официально Dongfanghong производились до 1969 года. Правда, по тем же данным, произвели только 238 седанов.
Ветер с запада
Несмотря на то, что, как говорил Мао Цзэдун «восточный ветер побеждает ветер с Запада», в мае 1958 завод FAW начал выпуск автомобиля Dongfeng CA71 (Дунфен, именно восточный ветер).
Седан для чиновников среднего звена причудливо сочетал дизайн французского Simca Vedette с двигателем объемом 2,2 л, скопированным с агрегата немецкого Mercedes-Benz. В китайских источниках указывали мощность 90-95 л. с. В ФРГ мотор в разных версиях развивал 110-140 л. с.
Этот двигатель сыграл немаловажную роль в истории автопрома Китая. Как и вообще марка Mercedes-Benz.
В 1964 году в Шанхае запустили в производство седан Shanghai SH 760. Правда, дебютантом завода стал Fenghuang (Фэнхуан – феникс, поэтому в западной прессе тех лет автомобили называли Phoenix). Внешне этот автомобиль копировался американским Plymouth Savoy в 1955 году. Писали, правда, что при этом машина базировалась на узлах ГАЗ-М20 «Победа». Однако это, скорее всего, легенда.
Так вот, следующий шанхайский автомобиль – первый модели Shanghai SH 760 причудливо сочетал передок в стиле Plymouth с серединой кузова Mercedes-Benz семейства W120, известного в Германии под прозвищем Ponton (несущий цельнометаллический кузов) и с тем самым. .
Впоследствии автомобили перелицевали, предоставив передку и задку более современную стилистику. В таком виде Shanghai SH 760 производили до начала 1990-х. Среди них, кстати, и пикапы. Ежегодное производство было небольшим: 2000–4000 машин. Рекордный выпуск – 6010 экземпляров пришелся на 1984-й. Автомобили, естественно, шли в государственные и партийные структуры.
ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЯМ
На рубеже 1960-х руководство КНР осудило советский ревизионизм и обуржуазирование. Именно так Мао определял рост благосостояния СССР во второй половине 1950-х. В Поднебесной началась эпоха большого скачка.
Тем более, нужно сменить советские ЗИС-110, которыми пользовалось высшее руководство КНР, другими, причем именно своими автомобилями. Эту важную задачу в конце 1950-х срочно начали решать FAW, построенный с помощью СССР и пекинский BAW.
Первый автомобильный завод, выпускавший аналогичные грузовики ЗИС, в 1958-м построил первый легковой автомобиль под хорошо известным теперь и у нас именем Hongqi (Хунци – красный флаг). Здесь, конечно, тоже обошлось без западного, причем в случае, разумеется, американского влияния.
Передком лимузин длиной почти 6 м до боли смахивал на американский Chrysler 300 1955 года. На Hongqi стоял двигатель V8 объемом 5,7 л и мощностью около 200 л. с. – тоже, очевидно от Chrysler.
Мир узнал Hongqi CA72 в 1960 году, когда автомобиль показали в Лейпциге на престижной в социалистическом мире ярмарке. Именно после этого в прессе, в частности западной, появились первые изображения автомобиля, а марка Hongqi стала в мире самой известной китайской. Хотя достоверной информации об этом автомобиле, как впрочем, и о многом китайском, десятилетиями было очень мало.
Постоянно, но не принципиально модернизируя Hongqi первого поколения делали более трех десятилетий. В 1970-х годах изготовили образцы с принципиально измененным, осовремененным дизайном, но в серию они не ушли. Менять стилистику автомобиля, олицетворяющего вечные ценности КНР, пожалуй, не решились.
А еще при «большом скачке» свой вариант «членовоза» создал…