Что сделают власти, чтобы не допустить нехватки нефтепродуктов
Ситуация на российском топливном рынке стабильна. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак в Совете Федерации. По его словам, внутренний потребитель нефтепродуктов сейчас полностью обеспечен товаром. Но надолго ли нам хватит бензина и дизеля? Известно, что российские НПЗ в январе уменьшили переработку на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Столкнется ли отечественный рынок с дефицитом топлива? Какими инструментами могут воспользоваться власти, чтобы не допустить нехватки нефтепродуктов: ввести заградительные пошлины или тотальное эмбарго на вывоз? Об этом рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
-В начале года произошла авария на крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе. Какие последствия может привести эта ситуация?
– Нижегородский НПЗ, где произошла авария, – один из самых крупных в плане производства бензина. Надо объяснить, что бензина в России производится примерно столько же, сколько потребляется на внутреннем рынке: примерно 90% того, что сделано, тут же и потребляют. Так вот, Нижегородский НПЗ производил примерно 10% всего российского бензина. Выходит, что из-за аварии мы сталкиваемся либо с дефицитом на внутреннем рынке, либо перестаем экспортировать. Что касается дизеля, то около 50% того, что Россия производит, идет на экспорт. И вот здесь запрещать, например, экспорт дизеля невозможно. Тогда придется все заводы либо останавливать, либо перенастраивать. А это довольно опасная история.
– А если взять только бензин. С ним какие-нибудь перспективы?
– Украина на постоянной основе пытается атаковать именно наши перерабатывающие заводы или нефтехранилища, топливные хранилища. Они находятся в зоне риска. Поэтому здесь просматривается перспектива физического дефицита производства. Но и из такой ситуации выход есть. Мы сможем покупать больше бензина в Белоруссии. У них два больших НПЗ, которые не загружены. Хотя здесь цены будут совсем другими.
— Сейчас власти говорят о том, что на рынке топлива в России профицит и нет необходимости введения запрета на экспорт нефтепродуктов. По словам министра энергетики, рынок стабилен и не нуждается в дополнительных стабилизирующих мерах. Но так ли это на самом деле? Если все же произойдет существенное сокращение производства, тема возможного запрета на экспорт снова станет актуальной?
– Да, такое возможно. Запрет на экспорт – последний аргумент в споре с компаниями. Одна из причин, которая может привести к этому, – выход НПЗ на профилактические ремонты. Каждый год заводы массово идут на ремонт именно летом. С этим нужно что-то делать. Возможно, в 2024 правительство будет жестче выстраивать этот график, чтобы не было физического дефицита. В стране растет внутреннее потребление топлива. После пандемии, закрытия аэропортов юга России люди стали все чаще путешествовать на машинах. Летом увеличивается спрос на бензин. И в этот момент как только начинается автомобильный сезон, начинается ремонт на НПЗ. Плюс сельхозтехника оттягивает на себя значительную часть топлива. Дизель частично оттягивается на СВО. Поэтому здесь скорее вопрос синхронизации работы НПЗ. Но если дизеля у нас достаточно, то с бензином ситуация более сложная. Сейчас, если приходится хотя бы 1-2% от объема производства, придется подтягивать топливо из других регионов. Выходит, логистика станет сложнее. Но это, скорее, проблема самих компаний.