Экономист Масленников: «Нужно быть готовым к резкому всплеску спроса на бензин со стороны автовладельцев»
С 1 марта вступает в силу временный запрет на экспорт бензина сроком на полгода. Мероприятие, одобренное премьером Михаилом Мишустиным, не касается уже согласованных объемов поставок в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. По оценкам аналитиков, она обусловлена исключительно сезонными факторами – высоким спросом на бензин в весенне-летний период и плановыми ремонтными работами на НПЗ. Эксперты называют это решение явно вынужденным и в общем-то оправданным, но предупреждают, что имеет и побочные эффекты.
«С целью нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке», – сформулировал задачу вице-премьер Александр Новак в письме на имя Мишустина от 21 февраля. Свою инициативу он обосновал данными мониторинга биржевых цен. С начала 2024 г. стоимость бензина АИ-92 и АИ-95, а также летнего дизельного топлива выросла на 8–23%. При этом на автозаправках цена АИ-92 и АИ-95 снизилась на 2 и 1 копейку за литр соответственно, летний дизель подешевел на 7 копеек, а зимняя цена осталась на прежнем уровне. По словам вице-премьера, в такой ситуации необходимо увеличить нормативы торгов нефтепродуктами на бирже и ввести временный запрет на экспорт.
Сегодня в определенной степени (хотя и не в столь острой форме) повторяется прошлогодняя история. В сентябре 2023-го правительство запретило экспортировать бензин в пожарном порядке – из-за взрывного роста оптовых цен и тяжелой ситуации с топливным обеспечением жатвы. В ряде регионов АЗС закрывались из-за убытков. Кроме того, летом объемы перевозок нефтепродуктов по железной дороге в России увеличились вдвое по сравнению с 2022 годом. Нефтяники не получали топлива в нужные сроки, и им приходилось простаивать без продажи.
В ноябре меру отменили. В Минэнерго тогда сообщили, что через два месяца на внутреннем рынке сформировался профицит топлива, а биржевая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 снизилась на 10-11%.
«Нынешнее решение точно не стало неожиданностью, поскольку только за январь и февраль разные сорта бензина подорожали на 8-23%, – говорит руководитель департамента по продажам и клиентской поддержке «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. – И дальше ничто не предвещало замедления динамики: скоро стартует посевная кампания, начнется сезон отпусков, причем набирают популярность автопутешествия по России. На крупнейших НПЗ весной и летом 2024 будут проводиться плановые ремонтные работы. Соответственно, срочное регуляторное вмешательство является оправданным и практически неизбежным шагом. Правительство рассчитывает на насыщение внутреннего рынка за счет ограничения на вывоз топлива на продажу.
Нефтяные компании, в портфель поставок которых входят страны ЕАЭС, Узбекистан, Южная Осетия и Абхазия, новые правила не коснутся. Экспорт не прекратится. А вот поставщики бензина в Грузию, Турцию, Бразилию, Нигерию, ОАЭ, Тунис потеряют в деньгах. Впрочем, рассуждает Шнейдерман, за счет быстрой оборачиваемости продукта внутри страны ущерб будет минимальным, особенно с учетом временной меры.
«Решение о запрещении экспорта обсуждалось правительством еще в конце 2023 года, наряду с другими опциями, – отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Тогда еще не было ясно, насколько оно необходимо в реальности. С тех пор произошло несколько событий, в первую очередь масштабная авария на Нижегородском НПЗ. из-за войны период традиционных сезонных ремонтных работ растянется там несколько месяцев, захватив по меньшей мере весь второй квартал. Следовательно, объемы выпуска нефтепродуктов из этих предприятий снизятся. Это обстоятельство наряду с серьезным ростом биржевых цен сыграло определяющую роль».
По словам собеседника, в условиях ремонтных работ на НПЗ мера должна восстановить объемы предложения, стабилизировать спрос, выровнять ценовую динамику. Другое дело, что системно она не решает проблемы извечной волатильности топливных цен. Необходимо повышать коэффициент переработки нефти, модернизировать НПЗ, а это очень затратно.
Дело в том, что бензиновая ценовая динамика обладает ярко выраженной сезонной волатильностью, связанной и с погодными условиями, и с проведением необходимых сельскохозяйственных работ. Государству приходится сглаживать эти пики, поскольку они, в частности, переводятся на расходы торговых сетей на логистику и подхлестывают инфляцию. Запрет оправдан, вопрос лишь в том, как долго он продлится в реальности (формально – полгода) и какие уроки регуляторы будут из этой истории на будущее, рассуждает Масленников. Сейчас нужно спокойно, без лишнего напряжения провести посевную и быть готовыми к резкому всплеску спроса на бензин со стороны автовладельцев, которые активизируются после зимнего сезона, начинают ездить на даче и по стране.
Заголовок в газете:
Бензин снова стал невыездным