Для миллионов украинских детей детская вселенная семьи, дома и школы резко изменилась, и это было трудно осознать в раннем возрасте, когда 24 февраля 2022 года Владимир Путин начал полномасштабное российское вторжение в Украину. Волна беженцев за рубежом, вызванная военным нападением и состоящая в основном из женщин и детей, по-прежнему сталкивается со всевозможными проблемами в принимающих странах сегодня, два года спустя.
Несмотря на то, что война затянулась, а фронт стабилизировался, тысячи людей решили вернуться в Украину, иностранный контингент по-прежнему остается очень высоким. По данным ООН, сейчас в Европе находится 6 миллионов украинских беженцев, из них от 1,8 до 3 миллионов — дети. Не во всех национальных статистических данных, на которые опирается ООН, указан возраст украинских беженцев, поэтому это приблизительные оценки. Если ограничиться Европейским Союзом (ЕС), сегодня в странах сообщества приветствуются 4 миллиона украинцев, из которых 1,3 миллиона — несовершеннолетние школьного возраста.
Анализ
«Многие из этих детей живут в постоянной неопределенности. За свою короткую жизнь они стали свидетелями глобальной пандемии, насильственного вторжения в свою страну и поездки в новую страну. «Они были разлучены со своими семьями, им пришлось выучить новый язык, понять новую культуру и завести новых друзей, не зная в то же время, как долго продлится эта опасная глава», – сказал тогдашний директор Фонда фундаментальных прав. Агентство Европейского Союза (FRA), Майкл О’Флаэрти.
Оксана Потельчак, учительница-беженка в Берлине: «Дети ходят в школу за городом, а затем следят за украинской школой онлайн»
Согласно системе, организованной Министерством образования Украины, среди таких повседневных проблем детям приходится прилагать двойные усилия: посещать школу в принимающей стране на другом языке и посещать онлайн-уроки на украинском языке по программе своей страны. «Сейчас это обычная практика во всех странах, где есть украинские дети; Для учеников это большой вызов – учиться в двух школах одновременно», – говорит Оксана Потельчак, украинская беженка, работающая учителем в Немецко-скандинавской школе в Берлине.
Потельчак, которому сейчас 37 лет, прибыл в Берлин с двумя маленькими детьми в конце февраля 2022 года, в первые дни после начала российского вторжения. Чуть больше двух месяцев спустя, 1 мая, она нашла работу в этой школе, которая искала украинских учителей для вновь прибывших детей, поскольку владеет немецким и английским языками, а также работала учителем и переводчиком в Украине. С тех пор Потельчак преподает немецкий язык двум группам детей, разделенным на начальную и среднюю, которые затем всей семьей посещают украинские онлайн-классы, для которых проводятся упражнения и экзамены и которые ведут к получению официального украинского диплома.
В ожидании школьного обучения
По данным УВКБ ООН, агентства ООН по делам беженцев, в 2022-2023 учебном году только половина украинских детей-беженцев в Европе ходила в школу в принимающей стране.
«Большинство из них сейчас довольно хорошо говорят по-немецки и следят за предметами. Но двойное обучение является одной из самых больших проблем, и дети пытаются это сделать, потому что они не знают, что произойдет через год или два, останутся ли они в Германии, потому что вернуться домой невозможно. , или получат ли возврат, поэтому занятия украинским языком – это как надежда и связь с нашей страной», – говорит Потельчак. Надежда на возвращение сохраняется, уверяет он: «Они думают о возвращении, мечтают об этом. В каждой теме, о которой мы говорим, в каждом задании, даже если это сочинение на немецком языке, они пишут об Украине, о своих родных городах, о своих семьях, о своем доме».
В Германии основная часть украинских детей учится в школе, но не во всех европейских странах это так. По данным УВКБ ООН, агентства ООН по делам беженцев, в 2022-2023 учебном году только половина детей пошла в школу в принимающей стране. Причины включают в себя: отсутствие информации о вариантах обучения, административные и языковые барьеры, сомнения матерей по поводу их зачисления, поскольку они надеются вскоре вернуться в Украину, а также опасения по поводу реинтеграции в украинскую систему образования. Другая проблема – нехватка возможностей школ принять новых учеников.
Оксана Потельчак, двум детям которой сейчас 10 и 5 лет, вместе со своими соотечественниками основала сеть украинских учителей в Германии. Эту историю она рассказала на заседании Фонда Конрада Аденауэра (КАС). Ее муж находится в Украине в армии, и отсюда она хочет внести свой вклад в подготовку украинских детей для будущего страны.
Читайте также