За прошлый год количество пенсионеров на учете в Социальном фонде России снизилось на 700 тысяч по сравнению с 2022-м. Обратный тренд связан с более узкой социальной категорией – работающими пенсионерами. По новым данным СФР, темпы сокращения их численности кардинально замедлились – с 600 тысяч до 46 тысяч. По словам экспертов, на фоне дефицита кадров работодатели пытаются максимально оставлять у себя людей старшего поколения с бесценным опытом и квалификацией.
По состоянию на 1 января количество пенсионеров на учете в СФР составило 41,075 млн человек, снизившись за год на 1,7%. В этот показатель не включены получатели выплат в системе Минобороны, МВД, Следственного комитета и других силовых ведомств. Особенностью 2023 года является перерыв в назначении пенсий по старости, что соответствует графику пенсионной реформы. До завершения десятилетнего переходного периода запланировано еще два аналогичных года – 2025-й и 2027-й. Если в 2022 году на пенсию выходили по достижении 56,5 года (женщины) и 61,5 года (мужчины), то для 2024-го предусмотрены другие возрастные границы – 58 и 63 соответственно.
Работающих пенсионеров набралось 7,87 млн. Причем в октябре-ноябре произошел резкий – сразу на 315,8 тысяч – скачок их численности по отношению к предыдущему кварталу. По данным УФР, более 80% этого прироста обеспечили получатели страховой пенсии. Власти раскрыли также средний размер выплат по разным категориям пенсионеров, что в целом превысило прошлогоднюю инфляцию в 7,4%. Так, пенсия по старости выросла на 8%, до 22 400 рублей; пенсия по инвалидности – на 8,5%, до 13,6 тысячи; выплаты потери кормильца – на 9,3%, до 14,9 тысяч. Исключением стали социальные пенсии, сильно не дотянутые до уровня инфляции. Они были проиндексированы всего на 3,2%, до 12,5 тысячи рублей.
Наиболее интересными во всей этой статистике выглядят цифры, отражающие ситуацию с работающими пенсионерами. Все последние годы темпы сокращения их численности были достаточно высокими. Но 2023-й (точнее четвертый квартал с его существенным ростом) стал, похоже, поворотным. Что же произошло? Вопросы мы адресовали профессору Финансового университета при правительстве РФ Алексею Зубцу.
– Объяснение достаточно простое: работающие пенсионеры стали реже увольняться. Люди видят, насколько государство индексирует им выплаты в реальном исчислении и говорят: лучше уж продолжать работать. Иными словами, реальность не соответствует ожиданиям: уровень благополучия получателей растет не так быстро, как им хотелось бы. Что касается ситуации с четвертым кварталом 2023 года, думаю, для части россиян подошел срок выхода на пенсию именно в октябре-декабре, однако многие этим не воспользовались. Человеку гораздо проще остаться работать, чем уволиться, а затем попытаться вернуться на прежнее место.
– В среднем размер месячных выплат по всем категориям пенсионеров составлял в прошлом году около 20 тысяч рублей. Насколько это отвечает задачам пенсионной реформы? О соответствии стандартам нормальной жизни на пенсии говорить сложно…
-20 тысяч – это уже предел бедности, и это гораздо меньше, чем нужно для нормальной жизни на пенсии. Для нее нужно около 40-45 тысяч рублей: такой порядок цифр, сравнимый с медианной зарплатой, звучит в ходе соцопросов. Речь идет о минимальном уровне благополучия: люди должны иметь деньги не только на еду, но и на удовлетворение культурных потребностей – сходить в театр, купить книгу, поехать на экскурсию. По-хорошему, пенсии нужно повысить хотя бы вдвое. Да, формально они растут выше инфляции в 7,4%, но лишь на полпроцента. А этого совершенно недостаточно, чтобы чувствовать себя комфортно.
-Верно ли утверждение, что сегодня пенсионеры в большей степени, чем когда-либо, востребованы на рынке труда?
-Это не совсем так. Действительно, работодатели держатся за носителей определенных профессиональных навыков и знаний, заканчивающих трудовую деятельность. В предпенсионной группе (до 65 лет) самая низкая безработица – около 1,5%. С другой стороны, если человек оказался «на улице» в подростковом возрасте, найти новое место ему будет очень сложно. У России есть дефицит кадров, но – в достаточно узких сегментах. Это рабочие профессии (слесари, станочники), это водители, складские рабочие и, пожалуй, все… А по широкому перечню специальностей достаточно. В ряде категорий (например, бухгалтеры) как был избыток рабочих рук, так и остался. Тотальный дефицит кадров, якобы охвативший российскую экономику – это миф, гуляющий по информационному пространству.
Заголовок в газете:
Старикам нашли место