В музее Гаража особого назначения прошла лекция о секретах создания и развития легковых автомобилей большого и высшего класса в России за последние 100 лет.
Леонид Толмачев
Музей ГОН совместно с НАМИ запустил специальную просветительскую программу для слушателей, которым интересна история автомобильной отрасли нашей страны. В рамках этого проекта состоялась лекция по теме «Русские автомобильные школы и платформы и их создатели». Выступил заслуженный конструктор Российской Федерации, почётный машиностроитель РФ, директор Центра анализа и прогнозирования ФГУП НАМИ, главный конструктор завода им. Лихачева из легковых автомобилей, эксперт в области создания автомобильной техники Александр Николаевич Горчаков.
Докладчик высказал личное мнение, какие атрибуты являются символами большой страны, рассказал о создателях легковых автомобилей большого и высшего классов ЗИЛ и ГАЗ – Е.И. Важинском, О.М. Островцово, В.Ф. Родиону, А.А. Липгарт, конструкции этих автомобилей, что такое автомобильная инженерная школа и какие вопросы она решает, какие передовые технические и технологические решения использовались сначала на представительских автомобилях ЗИЛ, позже использовались на автомобилях массового производства, а также об атрибутах автомобилей высшего класса.
Рассказывая о передовых технических и технологических решениях, первоначально использовались на представительских автомобилях ЗИЛ, Александр Николаевич Горчаков привел следующие примеры: двигатель автомобиля ЗИЛ-111 был прототипом двигателя ЗИЛ-130, на двигателе ЗИС-110 впервые были применены гидротолкатели клапанов, гипоидная -11 применен и V-образный мотор и автоматическая коробка передач, на автомобилях ЗИЛ в 80-х годах применялся климат-контроль, модульный бронекорпус, для автомобилей ЗИЛ-4101 был создан кузов с широким применением композитных материалов.
Автомобиль высшего класса, по мнению Александра Николаевича Горчакова, наравне с ядерным оружием, космосом и ракетной техникой, стратегическими бомбардировщиками, боевыми танками и подлодками является таким же символом большой страны, к которым он относит США, Великобританию, Китай и нашу страну.
Создание автомобилей большого и высшего классов под силу только той стране, которая имеет свою автопромышленность и нижнюю школу, — отметил в своем выступлении Александр Николаевич, и позже объяснил: автомобильная инженерная школа – это система создания продукта и его воспроизводства. То есть можно сделать автомобиль, и он будет удачным. А можно сделать автомобиль – инженерную школу, то, что делали А.И. Важинский, О.М. Островцов, В.Ф. Родионов, А.А. Липгарт – они создали школу. А школа — такая субстанция, которая гарантирует создание автомобиля, отвечающего современным требованиям потребительских свойств, качества и цены.
Говоря об атрибутах легковых автомобилей высшего класса, Александр Николаевич отметил легкий и мощный двигатель, обеспечивающий заданные скоростные свойства и прежде всего динамику разгона, полный привод, энерговооруженность, автоматическую трансмиссию, активную и пассивную безопасность, ходовые качества и плавность хода, надежность. , эргономику и комфорт, представительство внешнего вида, спецсвязи, защиту от средств нападения.
Лекция сопровождалась показом силовых агрегатов автомобилей высшего класса, демонстрирующих их развитие и усовершенствование, начиная с ЗИС-101 – рядного 8-цилиндрового верхнеклапанного двигателя и заканчивая двигателем Aurus – компактным двигателем мощностью 598 л. с.
Что еще почитать:
В музее ГОН представили выставку истории начала автомобилизации России
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Редакция рекомендует: