Какие тренды набирают силу в столичных апарт-комплексах
По итогам I квартала 2024 г. на московском рынке недвижимости впервые за долгое время сократилась доля апартаментов. При этом девелоперы откликнулись на бум внутреннего туризма и переключили внимание частных инвесторов на новый формат апарт-комплексов. В каких округах и районах столицы сегодня больше всего продается апартаменты, кто, зачем и по каким ценам их выкупает, выяснил МК.
Как рассказал управляющий директор компании “Метриум” Руслан Сырцов, темпы выхода апарт-комплексов на московском рынке жилой недвижимости сократились из-за возврата налога на услуги застройщиков апартаментов.
По данным bnMAP.pro, в старых границах Москвы на экспозиции находится 113 проектов апартаментов, в которых выставлено на продажу 7,8 тыс. лотов общей площадью 394,1 тыс. кв. метров. Студия в среднем продается за 9,7 млн руб., 1-комнатные апартаменты – за 19,8 млн руб., 2-комнатные – за 38,1 млн руб., 3-комнатные – за 96,0 млн руб. Большинство апартаментов в продаже – это студии и однокомнатные варианты (5,5 тыс. лотов с 7,8 тыс. лотов в продаже).
– Сегодня все большую популярность в Москве набирают сервисные апартаменты, – сообщила «МК» основатель «БеСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. Это формат, ранее был широко представлен в Санкт-Петербурге и других туристических городах. Сервисные апартаменты являются типом недвижимости, когда сервисные услуги в комплексе предоставляет специальная управляющая компания – от ухода за придомовой территорией до замены белья, ежедневных сервисов в апартаментах, свежих цветов и т.д. В основном такой формат популярен у приезжих, которые в Москве по делам бизнеса, туризма и не имеют возможности и желания заниматься бытовыми вопросами. Точки притяжения – это большие деловые хабы (для приезжих по делам) или большое количество достопримечательностей (для туристов).
Напомним, что формально апартаменты принадлежат к коммерческой нежилой недвижимости. Поэтому у них нельзя бессрочно прописаться, более высокий налог на имущество. Однако многие граждане привлекают комфорт, возможность иметь жилье рядом с работой и инвестиционную привлекательность апартаментов.
Чаще всего они приобретаются с получения дохода от сдачи в аренду. Для этого важна транспортная доступность, близость к деловым кластерам и престижным районам. Кроме этого часто апартаменты покупаются для детей на вырост, а к моменту переезда также их могут сдавать. В элитном сегменте такой формат чаще всего используется для проживания. Потому что для высокобюджетных вариантов характерно часто очень хорошее месторасположение, а статус – квартира или апартаменты – для таких покупателей не важен.
“Апартаменты по-прежнему пользуются популярностью в формате компактного жилья с минимальным чеком входа”, – подчеркнул коммерческий директор Est-a-Tet Владимир Моребис. По словам Сырцова, их часто покупают молодые семьи, начинающие специалисты, родители в качестве первого собственного жилья для своих детей-студентов. Также этот формат востребован у супругов после развода и раздела имущества, пенсионеров и граждан, имеющих другую квартиру, что обеспечивает им постоянную прописку.
Больше всего апартаментов на первичном рынке Москвы представлено в СВАО – 1412 лотов в 9 проектах, в ЦАО – 1035 лотов в 38 проектах, в ЮАО – 1046 лотов в 7 проектах, отметил Сырцов. Самые доступные апарт-комплексы Москвы, по его словам, находятся в Крюкове (ЗелАО), Бибирове (СВАО), Ховрине (САО), «Мосрентгене» (НАО), Тимирязевском районе (САО).
При этом по площади ЦАО сильно вырывается вперед: общая площадь апартаментов в продаже составляет 97,9 тыс. кв. м, а в СООО – около 56 тыс. кв. м, добавила Доброхотова. Это обусловлено тем, что в ЦАО предлагаются в основном элитные и премиальные варианты с лотами значительной площади.
Среди районов по объему предложения с большим отрывом лидируют Черемушки и Отрадное (см. таблицу).
Цифра дня
167,1 тыс. руб. стоит сейчас в среднем 1 “квадрат” жилья в новостройках на 18 крупнейших региональных рынках России (16 городов-миллионников, Московская и Ленинградская области), увеличившись за прошлый март еще на 0,6%.
Заголовок в газете:
Туристы привели инвесторов в сервисные апартаменты