Авиаэксперт Пантелеев: «Сейчас ни у кого не вернется речь сказать, что мы украли эти лайнеры»
Импортные самолеты отечественных перевозчиков потихоньку прописываются в России. Начиная с 2023-го, компании выкупают находящиеся в лизинге авиалайнеры за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Выделенные в прошлом году триста миллиардов уже израсходовано. Минтранс выступил с предложением продолжить тратить госрезервы на выкуп воздушных судов и выделить и эти цели еще 295 млрд. рублей. Оправдан ли такой шаг, разбирался МК.
С предложением выделить еще 295 миллиардов руб. из ФНБ на выкуп импортных авиалайнеров выступил Минтранс. Для чего это делается? Во-первых, находящиеся в лизинге самолеты могут в любой момент арестовать по требованию владельца, даже в дружественной стране. Во-вторых, под угрозой оказывается и собственный парк авиакомпаний, поскольку лизингодатель может наложить на них арест для обеспечения своих требований.
В прошлом году на переоформление таких самолетов в российскую собственность из ФНБ уже направляли 300 млрд. руб. как ссуд на 15 лет под 1,5%. Проценты, конечно, смешные, но деньги все равно в будущем нужно вернуть. Тогда мероприятие позволило выкупить 162 самолета нескольких перевозчиков — это более трети парка, принадлежавшего иностранным лизингодателям. О перспективах второго транша “МК” рассказал исполнительный директор “Авиапорта” Олег Пантелеев.
– Подчеркну, что средства ФНБ предоставляются получателям на льготных, но все же возвратных условиях. Это очень эффективный способ поддержки.
– Выходит, это не субсидии, а кредит? Иными словами, государство дает перевозчикам в долг…
-По сути, да. Есть разные механизмы реализации. К примеру, за счет выпуска облигаций под низкий процент. Но важно, что это безвозмездная помощь, а обратная. Между тем стоимость таких заимствований значительно ниже, чем уровень инфляции и процентная ставка, которая устанавливается ЦБ. В 2022 году, когда мы оказались под санкциями, Евросоюз потребовал от своих компаний в течение месяца расторгнуть договоры и вернуть самолеты, переданные в лизинг российским авиакомпаниям. Российское правительство запретило отечественным перевозчикам отдавать лайнеры. Было принято решение, согласно которому вывоз из страны самолетов и двигателей возможен только по решению специальной межведомственной комиссии. Все кому не лень обвиняли Россию в краже этих самолетов. При этом российское правительство намерено продолжать взаимовыгодное партнерство с лизинговыми компаниями. Никто не собирался воровать эти самолеты. Поэтому российские авиакомпании впоследствии начали аккумулировать лизинговые платежи на специальных рублевых счетах. Так что в принципе иностранные лизинговые компании могли бы эти деньги забрать. Другая сторона вопроса состоит в том, что санкционный механизм изначально допускал возможность выкупа самолетов российскими авиакомпаниями, если эти самолеты переданы в так называемый финансовый лизинг – это когда авиалайнеры переходят в собственность компании. В дальнейшем было принято решение о возможности урегулирования взаимоотношений иностранных лизингодателей и российских авиакомпаний и по находившимся в операционном лизинге самолетам – это когда самолеты возвращаются владельцу по окончании лизинга. В результате российские авиакомпании воспользовались теми послаблениями, которые дали европейцы, и сейчас решается следующий вопрос: российская страховая компания регулирует отношения с иностранцами и эти самолеты через отечественную лизинговую компанию передает российским авиаперевозчикам.
– И что наши компании от этого выиграют?
– Фактически авиакомпании остаются с теми же самолетами, но они принадлежат российскому юрлицу, платежи за лизинг меньше за счет привлечения средств ФНБ, авиакомпании экономят, деньги остаются в российском бюджете, перевозчики имеют возможность подать заявку авиационным властям Бермудских островов с требованием прекратить регистрацию в их реестр . После этого эти самолеты остаются только в российском реестре, что позволяет их использовать на линиях в ряде стран, которые не принимают лайнеры с двойной регистрацией, например, Китай или Турцию. Сейчас ни у кого не вернется сказать, что мы украли эти самолеты. Россия готова к конструктивному сотрудничеству, и как только европейцы будут решать вопросы без политических мотивов, все благополучно решится.
-Оправдано ли изъятие средств ФНБ для этого?
-Для российской авиаотрасли урегулирование вопросов с иностранными лизингодателями по той технике, которая находится в парке российских компаний, это безусловный плюс. Большее количество самолетов можно будет использовать на международных линиях, меньше санкционных рисков. Кроме того, появляется необходимая перевозчикам гибкость. Поскольку владельцем является российская компания, она может продать этот самолет, под залог этого имущества привлекать средства. Авиакомпании получают прогнозируемый лизинговый платеж.
-Как сильно Россия зависит от иностранных самолетов?
-Если мы говорим о самых массовых перевозках на магистральных воздушных судах, то здесь доминировали лайнеры иностранного производства. Да, серьезный вклад вносили самолеты Sukhoi Superjet, которых в парке около 150. Но что такое полторы сотни стоместных самолетов против меньшего количества самолетов, но большей емкостью, произведенных Boeing и Airbus? Вклад в пассажирские перевозки иномарки вносили больше отечественных лайнеров. Этот парк самолетов следует легализовать и поддерживать на крыле.