Российские дилеры коммерческого транспорта сменили вывески. Вместо Volvo, Scania, DAF теперь предлагают Sitrak, FAW и Foton. Реально ли перевозчикам купить что-либо из ассортимента привычных брендов?
Максим Приходько
В 2023 году в России было реализовано 143693 новых грузовиков, подсчитали в агентстве «Автостат». В лидерах – КАМАЗ, затем сплошным потоком идут “китайцы”: Sitrak, Shacman, Howo, FAW. Только в декабре в статистике продаж оказался Mercedes-Benz Aсtros: под занавес года немецкой марке удалось реализовать в стране 340 новых магистральщиков. “Автопарк” выяснял, просто ли сегодня приобрести грузовик от европейской “большой семерки”.
СИТУАЦИЯ НЕ ИСПРАВИЛАСЬ
Ситуация с тяжелыми грузовыми автомобилями, когда после февраля 2022 Россию стремительно покинули все европейские автобренды, пока не исправилась. По оценке аналитиков, доля российских марок в сегменте магистральных тягачей в 2023 году снизилась с 44% до 6%. Эксперты, опрошенные изданием «Ведомости», подсчитали, что потребность российского рынка только в тягачах составила в 2023 году около 25 000 автомобилей. Такое количество машин не способно возместить традиционные производители подобной техники – КамАЗ и МАЗ.
Ситуацию с новыми грузовиками в России пока помогает исправить экспансия китайских брендов, но даже при прямых поставках и сервисной поддержке отношение у автоперевозчиков к такой технике до сих пор насторожено. “Нельзя сказать, что Sitrak совсем плохой автомобиль, но с европейскими машинами его не сравнить”, – дипломатически объединил главные опасения транспортников генеральный директор логистической компании “Интра Логистикс” Максим Козин. Скелет флота его компании ранее составляли тягачи MAN. Некоторые из них наездили по 1,5 млн. км, но продавать их фирма не собирается.
Выбор отечественных перевозчиков разошелся по двум направлениям: одни перешли на «китайцев», а другие продолжают эксплуатировать европейскую технику, приобретенную до начала военной операции. Бывший шок от проблем с поисками запчастей для «европейцев» прошел благодаря их поставкам по параллельному импорту и другим источникам. До полного «каннибализма», когда автоперевозчики покидали пару-тройку новых тягачей «большой семерки» как неприкосновенный запас запчастей, дело тоже не дошло. К тому же фирмы подкорректировали свою позицию: поставлять новую технику нельзя, но поддерживать уже ввозимые машины им никто не мешает.
По оценке компании BWG (дистрибьютор коммерческого транспорта и комплексных решений) в России эксплуатируется около 62 000 тягачей Scania. “Для поддержки их работоспособности мы занимаемся поставкой запчастей”, – уточнила директор по маркетингу BWG Анна Ерохина. Эксперт видит тенденцию к старению грузового автопарка в целом. Для справки: по оценке транспортной компании ТЭК, средний возраст коммерческих автомобилей в России составляет 20 лет.
Ищите и обратите
Кто покупатель такой техники? В основном это консерваторы в этом смысле. Перевозчики, деятельность которых напрямую зависит от высокой надежности небольшого автопарка предприятия. В основном, это представители мелкого и среднего бизнеса, которые продолжают покупать знакомую технику в лизинг. Обычно в таких компаниях «в штате» работают не больше пяти – десяти тягачей, а их владельцы порой сами садятся за руль. Возможно, поэтому они не намерены менять привычный комфорт и уверенность в знакомой технике нового «китайца».
Найти российскому покупателю тягач хорошо знакомого бренда, независимо от того – он новый или с пробегом, в принципе, просто. Во-первых, достаточно обратиться к крупным игрокам по продаже коммерческой техники, официально ввозимой в страну. Некоторые из крупных дилеров имеют отделы, которые параллельно предлагают б/у европейские грузовики, которые когда-то составляли скелет «большой семерки». Во-вторых, можно поискать по старым адресам компаний-импортеров. Достаточно убить название компании на русском языке – и вот вам ссылки на площадки, где выставлены старые знакомые: MAN, Mercedes-Benz, Volvo, Scania. Встречаются также DAF и Renault. Iveco тоже есть, но нынешние клиенты спрашивают «итальянцев» неактивно. Обращать внимание на объявления от частных лиц типа «привезу тягач из Европы» не стоит — большой шанс не получить искомое и потерять деньги.
Чаще всего на рынке предлагают магистральные тягачи с колесной формулой 4х2. Такие были официально ввезены в Россию в достаточном количестве. Чуть меньшим спросом пользуются тягачи 6х2 и 6х4. Генеральный директор компании Панцер-Авто Дмитрий Гусев объясняет это тем, что у китайских марок еще не сформирован достаточный пакет предложений специализированных автомобилей, поэтому люди ищут решения в Европе. Такие тягачи ввозятся под специализированные надстройки. Подобные машины в Европе еще нужно поискать, а у нас на рынке их нет и подавно», — говорит эксперт.
Самые возрастные экземпляры «европейцев» на нашем рынке не старше 2017 года. В зависимости от технического состояния, семилетние тягачи стоят примерно 6-7 млн рублей. Ценник машин с небольшим пробегом почти сравним со стоимостью нового китайского грузовика. Почти потому, что цена обладает свойством изменяться в силу разных причин. В плюсе вышеупомянутые европейские грузовики имеют двигатель стандарта Евро-5. Это означает меньшие трудности в ремонте, поиске запчастей, а главное – техническом обслуживании.
На специализированных площадках есть грузовики, чей год выпуска – 2022. Правда, приготовьтесь к ценнику 14-16 млн рублей и даже выше. Есть новые машины вообще без пробега по России, но на их одометре все равно будет пробег 10 тыс. км. По нынешним правилам игры, которые нам навязали бывшие западные партнеры, это реально новые грузовики, но их не везут к нам на тралах. Тягачи идут в Россию окружным путем и своим ходом. Они для нашего рынка считаются новыми, а мелочный километраж принято называть перегонным. Единственный нюанс при такой покупке – отсутствие официальной гарантии на автомобиль, ввезенный по параллельному импорту, но эти клиенты на это внимания не обращают. Учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, надеяться на официальную гарантию от производителя в России не приходится. Здесь ее как выступает принадлежность машины к большой семерке, иначе зачем такой город городить?
Поставщики дают гарантию два года без ограничения пробега, при этом межсервисный интервал назначается очень скромный – не более 20 тыс. км.