Компания Ford стояла у источников массовой автомобилизации Советского Союза, но этим ее влияние на нашу автомобильную жизнь не иссякнет.
Сергей Орлов
В 1920-х руководство СССР вполне правильно решило: без сотрудничества с зарубежными, прежде всего американскими, передовыми тогда компаниями, создать отечественный автопром в кратчайшие сроки невозможно. Для строительства с нуля завода на 100 тысяч автомобилей в год партнером 4 марта 1929 г. решением правительства избрали фирму Ford.
FORD-НАЗ-ГАЗ
В Москву прибыла американская делегация во главе с главой компании Генри Фордом, которого уже тогда называли автомобильным королем. Договор о строительстве завода в Нижнем Новгороде и подготовке производства легковых и грузовых автомобилей был заключен 31 мая 1929-го.
Но сначала СССР обязался закупить 72 тысячи машинокомплектов для сборки в СССР легковых Ford A и грузовых Ford AA. Автомобили были унифицированы и обладали четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 л мощностью 40 л. с. Собрали в СССР гораздо меньше автомобилей, но делали это на трех заводах.
1 февраля 1930 года советские “Форды” (иногда их даже называли в те годы “красные “Форды”) – грузовики Ford AA начал собирать завод “Гудок Октября” в пригороде Нижнего Новгорода Канавино, около ста автомобилей, в том числе легковых с закрытым кузовом. в 1930-м собрали в Харькове, а осенью того же года на окраине Москвы заработал завод имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи), который начал конвейерную сборку американских грузовиков и легковых автомобилей. 1968 – АЗЛК).
Нижегородский автозавод заработал 29 января, приступив к выпуску лицензионных грузовиков НАЗ-АА, ведь город еще назывался Нижним Новгородом. А к концу года в производство запустили и легковые ГАЗ-А с открытым четырехдверным кузовом. На решетке радиатора горьковских автомобилей первого поколения красовалась овальная эмблема, формой и даже шрифтом повторяющая американскую, «фордовскую».
На базе ГАЗ-А выпускали пикапы ГАЗ-4. А вот производство закрытых ГАЗ-6 так и не развернули. Изготовили только небольшую партию таких машин. Кузов для массового производства в Горьком оказался слишком сложным. На основе грузовика ГАЗ-АА произвели несколько модификаций. Среди них автобус ГАЗ-03-30, трехосный ГАЗ-ААА, полугусеничный ГАЗ-60.
СВОЕЙ ДОРОГОЙ
Договор с Ford предполагал девятилетнее сотрудничество, но фактически оно закончилось раньше по инициативе советской стороны. Проектируя легковой автомобиль второго поколения ГАЗ-М1, горьковчане постарались максимально избежать американской конструкции. Впрочем, рама и кузов по конструкции, и дизайн автомобиля позаимствовали у Ford 40 1934 года.
Но американский двигатель V8 для ГАЗ-М1, выпуск которого начали в 1936 году, не походил — был слишком сложным, дорогим и неэкономичным. На емку поставили заметно модернизированный мотор объемом 3,3 л, подняв его мощность до 50 л. с. Такой же агрегат с 1938 года устанавливали на часть грузовиков, называемых ГАЗ-ММ.
Подвеска ГАЗ-М1 тоже была оригинальна. От поперечных рессор, за которые компания Ford маниакально держалась до 1948 года, ГАЗ отказался. Такая конструкция в тяжелых дорожных, вернее бездорожных условиях Союза показала себя ненадежной.
Но “фордовский” мотор V8 на “эмки”, все-таки попал. Небольшое количество автомобилей для НКВД оснащалось американскими двигателями. А в 1937 году в единственном экземпляре, исключительно для соревнований, построили двухдверное купе ГАЗ-М2, тоже с американским V8.
С СОБОКОЙ НА КАПОТЕ
В 1930-х СССР покупал солидные партии автомобилей Lincoln – топовой марки компании Ford. На капоте этих машин красовалась роскошная хромированная фигурка гончих. Солидные дорогие машины серии К, моделей Ка и КВ оснащали двигателями V8, а затем и V12.
В 1933-м закрытый четырехдверный Lincoln предоставили писателю Максиму Горькому. Автомобиль шел “в комплекте” с московским особняком, который в начале века знаменитый архитектор Федор Шехтель построил для банкира и промышленника Степана Рябушинского. Сохранилось фото, на котором у двухдверного открытого Линкольна стоит знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн.
В 1934 году в СССР работали уже около трехсот американских машин с собакой на передке. Из них 75 просторных кабриолетов в Интуристе. Именно такой автомобиль фигурирует в фильме 1939 года «Подкидыш».
КОМ – БРАТ «ПРЕФЕКТА»
Инженерные решения компании Ford со времен пуска Горького автозавода, конечно, были особенно близки советским конструкторам. В том числе и потому, в качестве основы для создания советской малолитражки КИМ-10 выбрали Ford. Только в этот раз, разумеется, не американский, а британский Prefect. КИМ должен стать первым советским автомобилем, адресованным прежде всего именно частникам.
Художник Бродский максимально пытался избежать британского дизайна. КИМ не стал копией Ford, но общие черты, конечно, сохранились. А вот под кузовом почти все было «фордовским». Только раму взяли не от модели Prefect, а от Ford Anglia. Prefect выпускали и в четырехдверном варианте, а КИМ планировали только две двери. Поэтому взяли более легкую, простую и менее металлоемкую раму двухдверного Ford Anglia.
От “Форда” у КИМ был и 30-сильный двигатель рабочим объемом 1,15 л, мощностью 30 л. с., и трехступенчатая коробка, подвески.
Но этому красному «Форду» по-настоящему родиться не суждено. Мелкосерийное производство было начато весной 1941 года, а в июле ясно свернули.
БЫЛА ЛИ «ВОЛГА» «ФОРДОМ»?
Не было! “Волга” ГАЗ-М21, дебютировавшая в 1956 году снаружи, действительно, напоминает Ford Skyline 1952 года. Но примерно настолько же, насколько автомобили тех лет и этого класса, вообще, походили друг на друга. Не говоря о том, что Ford, как и почти все американские автомобили тех лет был рамным, а у Волги был несущий кузов. Четырехцилиндровый двигатель советского автомобиля тоже не имел никакого отношения к «Форду».
Но заметный американский след на начальном этапе истории ГАЗ-21 действительно есть. Именно конструкция Ford легла в основу автоматической трехступенчатой коробки, которую на Волге планировали сделать основной. Правда, массовым на ГАЗ-21 этот агрегат не стал, выпустили всего несколько сотен машин с автоматами.
Но на «Чайки»…