Клиент не всегда прав
Обвинять нотариусов в незаконной деятельности, не имея на руках железобетонных доказательств, достаточно сложно. Так же сложно винить скопом стражей порядка и риэлторов, которые находятся в связи с нотариусами. Но наши источники говорят: схема «сотрудничества» существует. Чем дольше работает нотариус, тем больше вокруг него вьется сомнительных дельцов. И удержаться от соблазна может не каждый.
Самый громкий случай – похищение имущества у семьи покойного Алексея Баталова. Напомню, Наталья Дрожжина и Михаил Цивин обманом завладели его многомиллионным наследием, которое должны были получить вдова Баталова Гитана Леонтенко и его дочь Мария. Помогал преступникам предоставлять имущество нотариус Дмитрий Бублий, заверивший незаконные договоры пожизненного содержания с иждивением. Он и Цивин получили по пять лет лишения свободы.
Вот другой пример. Осенью 2023 года сетями в очередной раз разлетелась информация, что столичный нотариус Александр Федорченко обманывает клиентов. К юристам обратились сразу несколько москвичей, утверждавших, что нотариус брал с них деньги за вымышленные услуги, а некоторых просто обманывал, отбирая недвижимость в пользу черных риэлторов.
В Федорченко приезжали корреспонденты телеканалов, которым он давал интервью. Интересно, что нотариус вел себя спокойно и говорил, что «вокруг обман, не верьте им, а верьте только мне».
– Александр, ну вот ваша подпись на документе, согласно которому после моей смерти квартира отходит черному риэлтору, – обращается к Федорченко пожилая москвичка (съемки вела телегруппа «Известия. Очередная часть»). – А моего сына похитили и убили из-за этого жилья.
Другая жительница города в интервью программе рассказывает, что шестеро крепких мужиков подписали у Федорченко договор на получение квартиры. Причем не просто подписали, а начали регулярно наведываться. Крушили мебель, распускали руки по отношению к женщине и ее дочери.
– Ничего такого не было, эти люди все придумали, – говорит нотариус на камеру.
У Елены Максимовой трехкомнатную квартиру, в которой проживала ее бабушка, забрали «профессиональные соседи» благодаря тому же Федорченко. Половина жилплощади оказалась продана непонятно кому. Из-за издевательств соседей бабушка вскоре умерла. Нотариус Федорченко при встрече с родственниками делает вид, что не знает ни их, ни истории продажи части жилья. “Я не помню этой истории”, – как ни в чем не бывало заявляет нотариус.
Член рабочей группы Мосгордумы по борьбе с квартирными жуликами и рейдерами Оксана Филачева комментирует, что, несмотря на многократные обращения сотен граждан, нотариус продолжает работать. «Было возбуждено два уголовных дела, но рассмотрение дальше никуда не двинулось. Федорченко был допрошен как свидетель, вот и все», – говорит юрист.
Эксперты уверены: Федорченко причастен к группировке черных риэлторов. И с каждым годом таких банд становится все больше, рассказывает криминалист Владимир Постанюк.
Покупка наследственной квартиры опасна для кошелька
Есть такое понятие: выморочное имущество. Умирает одинокий человек, у него остается наследство – квартира, деньги, драгоценности. Его хоронят в лучшем случае друзья, соседи или знакомые, не являющиеся его наследниками. Информация о таких людях поступает, прежде всего, в правоохранительные органы. Не самые честные сотрудники сливают данные дельцам, прокручивающим свои дела.
– Эти дельцы имеют своих нотариусов или вербуют людей, работающих в нотариальных конторах. Схема работает десятилетиями, поставлена на поток. Добросовестные нотариусы получают за сотрудничество очень неплохие «плюшки», их состояние может достигать сотен миллионов рублей, – говорит юрист Евгений Антонов.
По рассказам и слухам, в России таких группировок много.
Как известно, если в течение шести месяцев никто наследство не принял, оно должно отойти государству. Что делают эти люди? Они разыскивают наследников пятых, шестых, седьмых и даже восьмых очередей, которые с умершим не общались. Как только заканчивается шестимесячный период, дельцы выходят на этих дальних родственников и предлагают им принять наследство, но, конечно, на определенных условиях. Чаще они требуют, чтобы после оформления прав продали квартиру, а половину вырученной суммы отдали им.
Дельцы оказывают на наследников сильное психологическое давление. Они постоянно звонят по телефону, могут приезжать к ним домой. В общем, отказаться от их «услуг» практически невозможно.
– Как дельцы находят родственников?
– Один из способов – участковый дает им ключи от квартиры умершего, и они заходят в нее, роются в записных книжках, документах, фотографиях, – отвечает Евгений Антонов. – Обзванивают родственников и знакомых, выдаются чаще всего сотрудниками собеса или департамента имущества, и заявляют, что хотят помочь. Как только наследник найден, прикормленный нотариус открывает наследственное дело с пропуском срока для принятия наследства и минуя суд. Согласно Гражданскому кодексу, наследство можно принять разными способами – либо обратившись к нотариусу в течение первых шести месяцев после смерти человека, либо фактически.
– Что значит фактически?
– Практика знает случаи, когда производились фиктивные документы, якобы подтверждающие факт несения расходов наследником на содержание и ремонт наследственного имущества в шестимесячный период после смерти дальнего родственника. Этого вполне хватит, чтобы «свой» нотариус открыл наследственное дело, сочтя доказательства существенными. (Конечно, честный нотариус, к которому наследник придет с подобной квитанцией после шести месяцев, отправит дело в суд.) Поскольку наследственное дело открыто, региональные органы власти уже не могут претендовать ни на квартиру, ни на изучение наследственного дела. Дальше – дело техники. Правда, за хорошие деньги жилье не продашь, поскольку покупатели не любят связываться со «свежим» наследием. Бывает, что «черные» риэлторы снова подключают прикормленного нотариуса: они приводят к нему покупателей, и тот убеждает, что квартира чистая, надо брать.
– А квартира действительно чистая? Покупатель ничем не рискует?
– рискует. Незаконную деятельность могут прекратить любой момент, соучастники дадут показания. Станет известно, что реальных ремонтных работ в квартире не было, квитанции подделаны. В этом случае региональные власти обратится в суд с требованием признать недействительным право на наследство, а значит – и договор купли-продажи. Суд прекращает право собственности. Такие случаи реальны.
– Но наследник – не липовый, хоть и седьмая вода на киселе?
– Родство – есть. Но непринятие наследства в установленный срок равно закону до отказа от наследства. Доказательства принятия должны быть достоверными.
– У вас были дела, когда вы помогали наследнику…