Какие стили предпочитают россияне?
Долгое время производителям мебели и крупным ретейлерам удавалось умерить цены на кухни, кровати, столы и стулья. Однако недавний скачок цен на АЗС и очередная волна обесценивания рубля увеличили расход мебельных фабрик, зависимых от импортной фурнитуры, тканей, лаков и красок. Как вырастет средний чек и куда пойдет мебельная мода, выяснил МК.
По оценке Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМГПР), в 2023 году производство мебели в РФ выросло в натуральном выражении на 33% год к году, до 66,7 млн единиц, а в денежном – на 23%, до 438 млрд руб. Таких показателей в индустрии не было как минимум с 2005 года. Рекорд, по мнению экспертов, прошел благодаря повышенной активности на первичном рынке жилья. Не секрет, что многие застройщики продавали новые квартиры с мебелью.
При этом долго ценники не изменялись. “С января 2023 г. несколько месяцев подряд средний чек держался на уровне 39 тыс. руб., но к декабрю он вырос до 45 тыс. руб.”, – сообщила “МК” директор департамента электронной коммерции мебельной компании Lazurit Анастасия Рогачева. По ее словам, крупные мебельные ретейлеры старались дольше удерживать цены на прежнем уровне, а также регулярно запускали акции и скидки для покупателей розничной сети и интернет-магазинов.
При этом национальная мебельная промышленность по-прежнему зависит от импортных комплектующих и материалов. «95% металлической фурнитуры поступает к нам из-за границы. Значительную часть тканей, лаков и красок наши производители мебели получают также от зарубежных партнеров», – отметил гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. Поэтому мартовское ослабление курса рубля, по его словам, неизбежно приведет к повышению цен на продукцию. Так, в себестоимости корпусной мебели доля фурнитуры может достигать 40%. Многие импортные фурнитуры и ткани используют и производители мягкой мебели. «Но мягкая мебель, в которой применяются отечественные пружинные блоки, гораздо меньше подвержена влиянию ослабления рубля. Также не сильно от импортных комплектующих зависят компании, выпускающие простые предметы мебели – табуретки, столы, кровати», – добавил эксперт.
Помимо курсовой волатильности на себестоимость продукции влияли другие факторы. “В условиях кадрового голода выросли зарплаты, увеличились расходы по обслуживанию производственного оборудования, энергоснабжению и логистике”, – сообщил гендиректор интерьерной компании Mr.Doors Сергей Шихов. В результате предприятия вынуждены были повысить отпускные цены, чтобы компенсировать возросшие расходы.
Движение цен ожидаемо изменило предпочтения покупателей. Интерьер «дорого-много» с использованием роскошных материалов и дорогих предметов мебели и декора вышел из моды. При выборе мебели большинство россиян предпочитают универсальные современные стили, которые подходят к любому интерьеру. «Лидером онлайн-продаж стал грубый и строгий стиль лофт. На классику и прованс пришлось 18% и 15% запросов, соответственно, на скандинавский стиль – 14%. На другие современные стили, хай-тек и минимализм вместе с экоминимализмом было около 6% запросов», – отметил Денис Егоров.
«Популярность современного стиля ясна, он идеально подойдет тем, кто хочет практичного интерьера без хлопот. Этот стиль без лишних деталей, не требуется много времени для уборки, а цветовая палитра несет чувство покоя», — объясняет специалист.
Сегодня на первый план выходят удобство и функциональность. «Все популярнее становится модульная мягкая мебель, которую легко комбинировать между собой и подстраивать под себя. В тренде простые формы со сглаженными углами и плавными линиями. Они придают простору больше комфорта, делают дом безопасным и уютным. Холодный белый и серый в интерьере уступили место теплому бежевому и разным оттенкам дерева, все ориентировано на максимальный комфорт. Также в тренде терракотовые, горчичные и зеленые оттенки», – говорит аналитик.
Эксперты считают, что в ближайшие месяцы современные стили будут доминировать. Большинство горожан интересует универсальная мебель, обладающая высокой надежностью и сочетаемостью с другими предметами интерьера.
А вот среди владельцев загородных домов может проснуться интерес к таким направлениям, как прованс, ретро и кантри. Дело в том, что просторные загородные помещения и нетипичные планировки подвержены проявлениям большей индивидуальности и в выборе мебели, считают эксперты.
Как считает Рогачева, избежать подорожания мебели в 2024 году вряд ли удастся по независимым от производителей факторам: растут цены на сырье, увеличиваются затраты на логистику. По ее прогнозу, стоимость мебели для конечного покупателя, а вместе с ней и средний чек, может вырасти в этом году на 10–15%.