Мировые цены на нефть в последние дни начали резко ползти вверх, достигнув 89,2 доллара за баррель марки Brent. Но что в этой истории удивительно – отечественная национальная валюта против всех ожиданий не стала укрепляться, как раньше. Даже наоборот: пусть не резко, но плавно продолжает девальвировать. За прошлый месяц ослабла по отношению к доллару на 0,9%, евро на 1%, а к китайскому юаню на 0,5%.
Рубль начал “гулять” сам собой, без привязки к нефти?
Как сообщает вице-премьер правительства РФ Александр Новак, рост мировых цен на “черное золото”, в частности, связан с ситуацией на Ближнем Востоке. Хотя баланс спроса и предложения на рынке остается стабильным.
В начале марта Россия объявила, что продолжает добровольное сокращение поставок нефти на 2-й квартал этого года. В апреле-июне суммарно снизит добычу и экспорт углеводорода на 471 тысячу баррелей в сутки.
Мониторинговый комитет ОПЕК уже приветствовал это решение Москвы. Но что может значить для наших сограждан? Если правительство сокращает поставки черного золота, сколько нефтедолларов мы не досчитаемся в бюджете и как это скажется на наших доходах?
Мы привыкли к тому, что как только мировые цены на нефть ползут ввысь, наш рубль сразу начинает укрепляться. Можно сказать, это прямо пропорциональная зависимость. Дорогая нефть – крепкий рубль.
Но сегодня мы наблюдаем обратную ситуацию.
Как объяснить этот экономический феномен?
По мнению финансового аналитика Сергея Дроздова, никакого феномена здесь нет, поскольку ничто не ново под Луной. Бывали в истории и такие периоды, когда нефть стоила 100 долларов за баррель, да и рубль по отношению к «американцу» был близок к этому показателю.
– Прямой корреляции между стоимостью нефти и курсом рубля нет, – объясняет он. – Разве когда цены на нефть падают, то рубль обязательно дешевеет. Есть много других факторов, которые влияют на курс нашей национальной валюты.
– Какие например?
– Бюджетное правило, которое Минфин ввел в 2017 году. Тогда рубль еще мог укрепляться. Однако оно явилось одним из факторов его периодического ослабления. По той причине, что дополнительная прибыль от экспорта энергоносителей шла в Фонд национального благосостояния. Отсюда и плавная девальвация рубля.
Это правило обитает и сегодня. Впрочем, оно присуще всем развивающимся странам: любые экономические проблемы решать ослаблением курса национальной валюты. Brent
Следовательно, не стоит привязываться к ценам на нефть. О долларе по 70-80 рублей можно забыть достаточно продолжительный срок. Скорее, наши монетарные власти выработали комфортный курс валюты – 93,5-93,6 рубля за доллар. Это верхний предел биржевого курса.
– По моему мнению, ситуация с незначительным ослаблением рубля связана с тем, что увеличился разрыв между поставкой нефти и получением платежей, – считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Он и так был не очень маленький, достигало нескольких недель. А с началом этого года разрыв значительно увеличился.
Здесь можно говорить о влиянии вторичных санкций, налагаемых Западом на банки и операторами расчета на страны-покупатели нашего углеводородного сырья.
На мой взгляд, это является главным фактором.
– Это критически?
– Нет, мы видим это, в том числе и по курсу рубля. Он относительно стабилен, в пределах 92-92,5 рубля за доллар. То есть при подорожании нефти укрепления нашей национальной валюты не происходит, но и существенного ослабления курса тоже не наблюдается. Есть еще один момент, правда, не подтвержденный эмпирически. Бывали эпизоды, когда вместе с удорожанием нефти резко укреплялся и доллар. Вот такого укрепления сегодня тоже не видно.
– Каким будет курс рубля в апреле? Россия сокращает добычу и экспорт “черного золота” во втором квартале. Рубль начнет слабеть активнее?
– После того, как складывается нынешняя ситуация, считаю, что в апреле рубль сохранит свои текущие значения по отношению к другим валютам, будет примерно в этом коридоре – 91-92 рубля.